Темперамент и успешность профессиональной деятельности
Темперамент
– это соотношение устойчивых индивидуальных особенностей человека, отражающих динамическую сторону его жизни и деятельности. От типа темперамента зависит, как быстро и интенсивно человек действует, общается, живет.
Известны различные типологии темпераментов. Самой древней является типология Гиппократа о четырех видах темперамента: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.
Г. Айзенк, автор популярного теста EPI, разработал несколько иную типологию человеческих темпераментов на основе выделения двух факторов: нейротизма (эмоциональной устойчивости-неустойчивости) и экстраверсии-интроверсии.
Эмоциональная устойчивость, или стабильность, проявляется в том, что в поведении и общении человек проявляет себя спокойным и уравновешенным. Например, эмоциональная неустойчивость – это сверхтревожность, неуравновешенность, склонность к постоянному внутреннему эмоциональному напряжению.
Экстраверты – это люди открытые и общительные. В силу организации нервных процессов обращены наружу, требуют постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они беззаботны, разговорчивы, и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю. Интроверты – замкнутые, малообщительные, живущие как бы внутри своего мира. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Друзей у таких людей немного, но они им преданы. Интроверт избегает шумных компаний, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует свои эмоции.
При комбинации данных двух факторов выделяются четыре типа темпераментов:
· Устойчивые и общительные люди (сангвиники);
· Устойчивые и необщительные люди (флегматики);
· Неустойчивые и общительные люди (холерики);
· Неустойчивые и необщительные люди (меланхолики).
В нашей группе был проведен такой тест. В результате выяснилось:
Фамилия |
Темперамент |
1. Андреева Аня |
Меланхолик |
2. Баранов Саша |
Меланхолик |
3. Бородавкина Оксана |
Холерик |
4. Гаянова Люда |
Холерик |
5. Дегтярева Саша |
Сангвиник |
6. Зенин Денис |
Сангвиник |
7. Иванова Аня |
Сангвиник |
8. Катышева Катя |
Холерик |
9. Корепанов Андрей |
Сангвиник |
10. Липей Лена |
Меланхолик |
11. Лопатина Таня |
Меланхолик |
12. Толстова Таня |
Сангвиник |
13. Шевелев Андрей |
Сангвиник |
14. Шеховцова Ира |
Меланхолик |
Распределение студентов группы по типам темперамента
Круг Айзенка
Для холериков
характерен сильный неуравновешенный тип нервной системы, характеризующийся повышенной возбудимостью. Для холериков типична способность со всей страстью отдаваться делу, которое увлекает, преодолевать любые трудности при достижении поставленной цели. Эти качества благоприятны для работы по нашей специальности «Экономика труда». Вместе с тем они отличаются резкой сменой настроения. Во взаимоотношениях с другими они прямолинейны, резки, недостаточно сдержанны. Что неприемлемо в нашей работе, т. к. она ориентирована на работу с персоналом и предполагает постоянное общение, индивидуальный подход к каждому сотруднику. Этим людям необходимо развивать чувство товарищества, обращать большое внимание на дисциплину.
В основе сангвинического
темперамента лежит сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы, характеризуется живой и активной деятельностью. В коллективе люди, обладающие сангвиническим темпераментом, жизнерадостны и отличаются остроумием. Сангвиники легко усваивают динамический стереотип, быстро схватывают новое, легко переключают свое внимание. В то же время сангвиники обнаруживают нетерпение, если работа требует усидчивости, кропотливости и внешне выглядит будничной, неинтересной. А для нашей работы нетерпение - это недостаток. Поэтому при обучении им нужно помочь осознать, что всякую работу нужно выполнять не только быстро, но и правильно, точно, аккуратно.
Флегматичекий
темперамент можно рассмотреть как форму нейтрального типа, т. е. сильного, уравновешенного, но инертного. Флегматик относится к делу, каким бы оно ни было, всегда серьезно, солидно, неторопливо. Для нашей работы это важно. В коллективе он отличается ровным отношением к товарищам, попусту не болтает, в меру общителен. Когда перед ним ставят новую задачу, ему нужно время для обдумывания, для раскачки. Этим людям можно порекомендовать быть более активными и инициативными.
В основе меланхолического
темперамента лежит слабый тип нервной системы. Меланхолик стеснителен, замкнут, с трудом вступает в контакт с людьми. А это совершенно неприемлемо для нашей специальности. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, очень впечатлительны, отвечают эмоциональной реакцией на незначительное событие, если оно затрагивает их лично. В привычной, удобной обстановке меланхолики хорошо трудятся, успешно справляются с поставленными задачами. Что приветствуется в любой работе. Однако перемена обстановки, изменение условий, в которых они действуют, преодолевается ими с большим напряжением. Работа с людьми, которая требует коммуникабельности, им не подходит.
В действительности чаще встречаются смешанные типы с преобладанием тех или иных черт, характерных для основных типов. Деление на указанные типы темпераментов ни в коем случае нельзя рассматривать как деление людей на полноценных и неполноценных.
Для работы по нашей специальности больше всего подходят флегматики, которых у нас нет, и сангвиники, которых у нас большинство, т.е. 43%.
В меньшей степени подходят холерики, которых у нас 21%, и меланхолики, которых в нашей группе 36%.
Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии
В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) ...
Уровни развития способностей
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, что бы некоторая сп ...
Основные приемы самоподдержки
Для разработки специальных педагогических технологий, направленных на смыслообразование и смыслоактуализацию студентов в процессе обучения, особый интерес вызывает разработка Д.А. Леонтьевым механизмов смыслотехнического воздействия. Он и ...