Фрейд, Адлер, Юнг. Спор великих ученыхСтраница 4
Очень спорным, по мнению многих оппонентов Фрейда, является один из самых известных выявленных им комплексов - комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь к собственной матери (у мальчиков) и ревность-ненависть к собственному отцу. Согласно знаменитой древнегреческой трагедии Софокла, сын царя Эдипа убыл своего отца и женился на своей матери. (Правда, в оправдание этого действия, следует помнить, что он не знал, что Эдип приходится ему отцом, а его жена – матерью). Фрейд дополняет комплекс Эдипа комплексом Электры, тоже взятым из мифологии, и считает, что в девочках заложена подсознательная запретная любовь к отцу и ревность к матери.
Главной заслугой Фрейда является то, что он ввел в науку понятие бессознательного, причем не как мистическую и не поддающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучаемую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности.
Но помимо положительных качеств и черт характера, таких как трудолюбие, желание добиться цели, нечеловеческая работоспособность и упрямство, у Фрейда были и отрицательные черты, которые и привели к расколу его ранее неделимой школы на несколько отдельных школ. Фрейд был непримирим с иными учениями и иными взглядами, чем у него. Он был абсолютно уверен в своей правоте, считал, что достаточно ясно и четко доказал все свои теории, руководствуясь многолетней практикой и тысячами опытов, что полностью сформулировал психоанализ как таковой и каких-либо иных вариаций теории психоанализа уже просто быть не может. Больше того, он просто ненавидел тех своих последователей и сотрудников своей научной школы, которые осмеливались не только критиковать его научные постулаты, но и просто высказывать собственные теории на этот счет. Из-за этой непримиримости и бесконечной гордыни он потерял многих своих учеников и последователей. Например, он так и не простил Альфреду Адлеру собственную теорию и другую точку зрения в вопросе психоанализа. И, когда Альфред Адлер умер, Фрейд прокомментировал его смерть следующим образом: «Я не понимаю вашей симпатии к Адлеру. И жалости к нему. Мальчик из бедной еврейской семьи похоронен на крупном аристократическом кладбище в Абердине. Будем считать, что он сделал отличную карьеру. Мир его вознаградил за его опровержение психоанализа». Карл Густав Юнг в своей книге «Воспоминания, сновидения, размышления» описывает бесконечную гордыню и честолюбие Фрейда следующими словами: «Несомненно, Фрейд необычайно близко к сердцу принимал все, что касалось его сексуальной теории. Когда речь заходила о ней, тон его, обычно довольно скептический, становился вдруг нервным и жестким, а на лице появлялось странное, взволнованное выражение. Я поначалу не мог понять, в чем же причина этого. Но у меня возникло предположение, что сексуальность для него была своего рода numinosum (божественное - лат.). … Я до сих пор помню, как Фрейд сказал мне: "Мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Понимаете, мы должны сделать из нее догму, неприступный бастион"».
Альфред Адлер, так же, как и Карл Густав Юнг, был одним из первых и наиболее талантливых деятелей психоаналитического направления, после Зигмунда Фрейда. И Юнг, и Адлер, и многие другие знаменитые ученые и практики, вышедшие из лона классического психоанализа, признавали гениальность и авторитет Фрейда и были готовы развивать его основные идеи, дополняя и корректируя их собственными теоретическими и практическими.
Главное отличие Адлера от коллег состоит в том, что он первый придал психотерапии социальную окраску. Он подчеркнул недопустимость и искусственность рассмотрения индивидуума, его сознательного и бессознательного, изолированно от влияния социума. Человек не существует вне общности, вне социального контекста, будь то малая группа (жена, муж, ребенок), класс, партия или нация.
Развитие аффективной сферы у детей школьного
возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характер ...
Рассуждения толпы
Нельзя утверждать абсолютным образом, что толпа не рассуждает и не подчиняется рассуждениям. Но аргументы, употребляемые ею, и те, которые на нее действуют, принадлежат с точки зрения логики к такому разряду, что разве только на основании ...
Проектировочная деятельность.
Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и от ...