Методика диагностики способов межличностного познания
Страница 1

Материалы » Влияние развивающей программы на формирование собственного я младших подростков » Методика диагностики способов межличностного познания

Одной из острых социальных проблем современного общества является воспитание подростков. Как обеспечить социализацию большинства молодых людей в соответствии с психологическими закономерностями развития личности? Как молодые люди преодолевают свои подростковые кризисы? Как следует организовывать психологическую помощь подросткам, чтобы они своевременно обретали непротиворечивое и целостное "Я"? Эти вопросы исследуются многими дисциплинами, среди которых важное место занимает психология образования.

В ряде работ Н.А. Рождественской и её учеников (А.В. Березина, И.В. Мельникова, А.В. Сорин) изучаются особенности развития и формирования способов межличностного познания в подростковом и юношеском возрасте. На основе этих исследований Н.А. Рождественская и А.В. Сорин разработали новую методику "Диагностика способов межличностного познания подростков и юношей".

Это – критериально-ориентированная методика, пригодная как для индивидуального, так и для фронтального обследования. Она состоит из пяти заданий, выполнение каждого из которых требует применения одного из способов межличностного познания. В зависимости от того, насколько ответ респондента отвечает установленным для каждого задания критериям, он оценивается по пятибалльной шкале. Таким образом, максимальный возможный балл по методике – 25, а минимальный – 5. Время на выполнение каждого задания и методики в целом инструкцией не ограничено.

Первое задание направлено на диагностику сформированности способности респондента использовать адекватные и существенные критерии оценки сверстника. Оно включает в себя шесть вопросов, каждый из которых выявляет адекватность того содержания, которое респондент вкладывает в каждый критерий. При выборе критериев мы опирались на модель основных свойств личности, предложенную Н.А. Рождественской.

Критерием оценки этого задания является содержательная близость суждений респондента представлениям о каждом из выбранных критериев в академической психологии.

Второе задание направлено на диагностику сформированности способности респондента анализировать взаимодействие конкретных факторов, влияющих на человека. Оно состоит из четырёх картинок, заимствованных из теста Розенцвейга, к которым прилагается следующая инструкция: "Рассмотри, не торопясь, каждую картинку. Представь себя на месте человека, которого обижают. Как ты думаешь, почему другой так ведёт себя по отношению к нему (к ней)? Почему он (она) так говорит?"

Критерием оценки этого задания служит переход респондента от простых категорических суждений (причина поведения сверстника объясняется одной особенностью человека, поступок которого оценивается; одной особенностью человека с которым он взаимодействует; либо одним внешним обстоятельством) к всесторонне вероятностным суждениям (представлены не менее шести гипотез о причинах поведения оцениваемого человека, причём в ответе должны быть представлены все три возможные категории причинности, к каждой категории должно относиться по меньшей мерее две причины).

Третье задание направлено на диагностику сформированности способности респондента к всестороннему охвату личностных свойств сверстника при его оценке. Респонденту предлагается выбрать из его окружения хорошо знакомого ровесника и постараться описать его так, чтобы можно было представить себе, что это за человек.

Для оценки результатов используется модель основных свойств личности, предложенная Н.А. Рождественской. Чем большее количество сфер личности сверстника затронет респондент в своём описании, тем более высокий балл он получит.

Четвёртое задание направлено на диагностику сформированности способности респондента рассматривать личностные свойства сверстника в развитии. Респонденту предлагается прочитать отрывок из воспоминаний о молодости известного писателя и предположить, как будет вести себя этот человек через 20- 30 лет.

Критерием для оценки этого задания служит переход респондента от суждений, не допускающих никаких перемен поведения героя текста, к суждениям, предполагающим радикальные и непредсказуемые изменения в поведении героя.

Страницы: 1 2


Основные свойства и качества личности
Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность, способности, подготовленность (опыт) и темперамент личности. Разберем эти свойства подробнее. 1) Направленность личнос ...

Характеристика ценностных ориентаций молодежи
Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную ...

Формирующий эксперимент
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности младших школьников выявила необходимость в коррекции и развитии. Для коррекционных и развивающих занятий мы поставили следующие задачи: 1) развить способность самоконтроля в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru