Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления
Страница 2

Материалы » Гендерные различия поведения в конфликте » Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления

Концепция андрогинии.

В данной концепции обосновывается тезис о том, что человек с андрогинными характеристиками может функционировать более эффективно и в более разнообразных условиях, чем человек, обладающий более традиционными мужскими или женскими качествами. До появления концепции андрогинии единственно правильным считался вариант такого развития личности, при котором мужчинам должны быть присущи исключительно маскулинные характеристики личности, а женщинам - фемининные. «Подобная гендерная поляризация катастрофически и без всякой нужды ограничивала человечески возможности, оставляя каждой личности право лишь на половину полного личностного потенциала в рамках культурного определения гендерного соответствия».

Проявления не соответствующих полу качеств личности и особенностей поведения рассматривались как девиации и патологии личностного развития. Девочки и женщины, обладающие маскулинными характеристиками, и мальчики и мужчины с фемининными чертами личности испытывали очень сильное давление со стороны социума связанное с осуждением и запрещением не типичных полу личностных и поведенческих проявлений. Естественно, что такие люди остро переживали состояние несоответствия внешним полоспецифичным нормам, им был присущ конфликт несоответствия ожиданиям.

Основное значение концепции андрогинии заключается в том, что в ней теоретически обосновывается и эмпирически доказывается возможность для личности иметь одновременно и маскулинные и фемининные черты. Человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими его или ее полу. Поэтому концепция андрогинии несет в себе конструктивный объяснительный потенциал для преодоления внутренних конфликтов, вызванных несоответствием нормативным ожиданиям-требованиям.

В 70-е годы XX века, когда была создана концепция андрогинии, она была очень популярна, однако в настоящее время она является объектом критики даже со стороны своих авторов. Так, С.Бэм высказывает следующие критические замечания в адрес концепции андрогинии: « .концепция андрогинии одновременно настолько гендерно-нейтральна, настолько утопична и настолько лишена какой-либо реальной связи с исторической действительностью, что она даже не признает существование гендерного неравенства, не говоря уже о том, чтобы представить концептуальный или исторический анализ этого неравенства. . Концепция андрогинии воспроизводит - и тем самым материализует - ту самую гендерную поляризацию, которую она пыталась ослабить. Как это происходит? За счет придания маскулинности и фемининности характера концептуальных данностей». Маскулинность и фемининность не являются глубинными структурами личности, а представляют собой стереотипные определения, внедренные в культурный дискурс.

Наибольший вклад в объяснительные модели возникновения гендерных конфликтов личности вносит теория гендерной схемы

, которая опирается на теорию социального научения и теорию когнитивного развития. Эта теория была разработана Сандрой Бэм в 1977 году. Здесь феномен возникновения гендерных конфликтов объясняется при помощи гендерной схемы. Применение гендерных схем способствует стандартизации и единообразию индивидуальных социально-психологических реакций, а частое их использование препятствует адекватному восприятию многообразия мира, что в свою очередь тормозит развитие адаптивных и творческих возможностей личности. В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности прибегают к схемам постоянно и поэтому воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского; неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки. Каждый человек в зависимости от особенностей собственного когнитивного развития и социальной ситуации, в которой он оказался, будет в большей или меньшей степени гендерно-схематизирован, а, следовательно, будет в большей или меньшей степени подвержен нормативному давлению в плане полоспецифичного поведения, что будет способствовать либо не способствовать возникновению гендерных конфликтов.

Наряду с широко известными концепциями, обладающими продуктивными объяснительными моделями анализа внутриличностных гендерных конфликтов, может быть предложена и новая теоретическая модель - концепция гендерной компетентности.

Данная концепция опирается на основные положения гендерной теории. Она не только предлагает еще один вариант объяснения причин гендерных конфликтов, но и концентрирует свое внимание на путях и способах предотвращения личностных конфликтов гендерного содержания.

Страницы: 1 2 3 4


Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстри ...

Организация и проведение формирующего эксперимента
Формирующий этап исследования проводился в течении 2003г. Коррекционное воздействие проводилось в условии школы, которая является составной частью воспитательной системы БВК. Кроме того, использовались клубные мероприятия. Цель формирующ ...

Умственные способности взрослого человека.
Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает способность по ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru