Бихевиоризм и необихевиоризм

Материалы » Направления психологической теории » Бихевиоризм и необихевиоризм

Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — особое направление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении.

Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона

(1878— 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.

Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S

) и реакций (R

).

Простая схема S

—> R

вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S

— прикосновение к глазу, а вместо R

— мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной. То, что психологи раньше называли «сознанием», согласно взглядам Уотсона, тоже является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Просто внутренние реакции столь слабы, считал Уотсон, что не могут быть замечены наблюдателем.

Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека с тем, чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком «внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы», на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей.

Итак, задачи классического бихевиоризма:

— изучение поведения (установление связей между S

и R

);

— управление поведением, его моделирование (создание желаемых R

с помощью S

);

— научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;

— выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта.

Последователи Уотсона внесли новые элементы в его концепцию. Например, Б. Скиннер

(1904—1990) ввел понятие «подкрепление». Подкрепление — необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

Необихевиоризм

подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма «стимул — реакция».

По мнению Э. Толмена

(1886—1959), формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов:

стимул — промежуточная переменная — реакция (S —> РР —> R). Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания и знания.

Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение человека предваряют так называемые познавательные (когнитивные) карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира. Это ожидания и гипотезы, прошлый опыт человека, наследственность и возраст, а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры

и Д. Роттера.


Психическое развитие при ДЦП
Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП (89%). Остальные - дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, с травмами мозга, полиартритом, рахи ...

Сексуальные расстройства
Нарушение половой активности, является одной из наиболее распространённых проблем, с которыми обращаются пациенты к психологам. Существует два фактора нарушения половой функции: 1. Органические нарушения. 2. Психогенный фактор. К орган ...

Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллект ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru