Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Страница 4

Материалы » Психологические теории в социальной работе » Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе

В целом, когнитивную психологию можно рассматривать как теоретико-методологическую основу для многих теорий социальной работы, в том числе и комплексно-ориентированных.

Еще одно довольно распространенное направление в психологии – это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования в социальной работе.

К гуманистическому

направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода — человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [15].

Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе — "Я" — концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности".

Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.

К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.

У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях. Близки ему "по духу" и идеи А. Маслоу.

А. Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека, над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершина иерархии — потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, А. Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что характерно для нее не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения. [9, 10]

Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. [23]

В концепции личности В. Франкла доминирует положение о том, что для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к случившемуся. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией

, понимая ее как способ анализа ситуаций и как метод консультирования. Это прямо включается в контекст проблем социальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психологическая практика в системе инновационного образования. Место практической психологии в системе психологического знания
За последние десятилетия отечественная практическая психология интенсивно развивалась, обогатилась интересными фактами, накопила кадровый потенциал, запасы практического психологического опыта и навыков. К сожалению, в силу их научной неу ...

Общее понятие о темпераменте
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивид ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Характеристика и базы исследования.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: г. Вилейка, ул. 17 сентября, 10. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru