Периодизация психического развития

Материалы » Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие » Периодизация психического развития

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн.

По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник [2].

Таблица 1. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений

Младенческий (0-1 год)

Общение со взрослым

Человек - человек

Раннее детство

Предметная деятельность

человек - предмет

Дошкольный возраст

Игра

человек - человек

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

человек - предмет

Подростковый возраст

Общение со сверстниками

человек - человек

Юношеский возраст

Учебно - профессиональная деятельность

человек - предмет


Введение.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении вс ...

Выводы
Изучение теоретического и практического материала по проблемам стресса, а также проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы. Согласно классическому описанию, предложенному Гансом Селье, стресс является самостоятельным фи ...

Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте за­ключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловлен­ная, как изменением образа жизни, так и характер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru