Техника и приемы общения
Страница 2

Материалы » Роль общения в формировании личности » Техника и приемы общения

– выработка системы навыков и умений общения;

– коррекция имеющейся системы межличностного общения;

– создание личностных предпосылок для успешного общения.

Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать и с процессом развития личности, вернее, с началом этого процесса. Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся Я-концепцию и концепцию «другого».

Овладение глубинным общением является одновременно и средством, и результатом воздействия в рамках СПТ.

Развитие личности состоит не только в построении высших уровней ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных.

Как установочное образование понимает коммуникативную направленность и В.А. Кан-Калик. Понятие «коммуникативная направленность» используется как синонимичное понятию «направленность личности в общении». Под ней он понимает не только личностные, но и профессиональные установки человека, обеспечивающие возникновение потребности во взаимодействии с другими людьми, успешность этого взаимодействия, эмоциональное удовлетворение им в ходе обыденного или профессионального общения. (Обзор существующих представлений приводится по Л.И. Габдулиной, 1999).

Таким образом, направленность в общении рассматривается исследователями как устойчивая личностная характеристика, определяющая выбор (мотивов, целей, приемов и способов общения), который совершает личность постоянно в ситуациях взаимодействия с людьми. Коммуникативная направленность является проявлением отношения личности к себе и к другим, проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны. Ценностно-смысловое содержание направленности в общении определяет все описанные выше личностные проявления. Именно на нем делает акцент С.Л. Братченко, описывая сущность Направленности в общении. Под ней он понимает совокупность более или менее осознанных личностных смысловых Установок и ценностных ориентации в сфере межличностного общения, индивидуальную «коммуникативную парадаму», включающую представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении. Можно полагать, что в форме смысловых установок выражается готовность личности к определенным образом направленному восприятию воздействий партнера, как и к определенным образом направленному поведению по отношению к нему. В целом, направленность личности в общении выявляет себя в мотивах, целях, средствах и способах общения. В таком качестве она есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению, а также к самой себе. Теоретической основой анализа направленности личности в общении и выделения ее видов служит для С.Л. Братченко концепция диалога (М.М. Бахтин, М. Бубер, А.У. Хараш и др.). Он выделяет шесть видов направленности в общении, сущность которых представляет следующим образом[8].

Развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Далее речь пойдет о перцептивной стороне общения, поэтому коротко остановимся на коммуникативной и интерактивной сторонах.

Коммуникация в межличностном общении не тождественна просто обмену информацией, поскольку:

– между людьми возникают определенные межличностные отношения;

Страницы: 1 2 3


Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Существует огромное множество психологических подходов в социальной работе, применение которых на практике является эффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. На мой взгляд, выбор психологической теории, в рамках которой ...

Приложения
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей. Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая между собой. Сначала оцените 1-е утверждение с 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите ...

Прогрессивная дифференциация индивидов и рас
Неравенство между различными индивидами известной расы тем больше, чем эта раса выше. -- Психическое равенство всех индивидов низших рас. -- Не средние слои, но высшие нужно сравнивать для оценки различий, разделяющих расы. -- Успехи циви ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru