Структура малой группы
Различают несколько измерений групповой структуры.
1. Формально-статусное измерение дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и практически зафиксирован в должностном распределении организации (рабочий→менеджер→начальник).
Формальный статус индивида значительно сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. В то время как при выполнении требования однородности групп участники обладают примерно одинаковым статусом, модератор, имеющий высокий статус руководителя группы, имеет больше возможностей оказывать открытое влияние на участников (и делает это чаще и эффективнее). Тот факт, что людей с более высоким статусом часто оценивают более позитивно, чем низкостатусных, приписывая им больше деловитости и в то же время властности, в контексте проведения фокус-группы накладывает на модератора ответственность за оценку его статуса участниками и за предотвращение связанных с этим возможных искажений. Например, если модератор чрезмерно подчеркивает свой высокий статус руководителя группы, увеличивается риск получения "социально желательных" ответов из стремления понравиться модератору, или наоборот, негативистских реакций.
2. Социометрическое измерение характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Например, студент является лидером, если с ним предпочитает общаться большинство группы, и наоборот, студент является неизбираемым, если общения с ним избегают.
Распределение неформальных ролей в группе связано как с межличностными предпочтениями участников, так и с их личностными особенностями, со степенью информированности о предмете дискуссии, а также с их отношением к процессу обсуждения в целом и др. Социометрическое измерение – это проекция структуры группы.
3. Коммуникативное измерение осуществляется в коммуникативных сетях. Данное измерение является хорошо установленным фактом, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам.
4. Значимым измерением групповой динамики является отношение власти. Чем выше способность оказывать влияние тем выше позиция индивида в вертикали власти. Собственно говоря, феномен социальной власти и означает актуальное (чаще потенциальное) влияние, оказываемое одним из членов группы на другого. Измерения социальной власти могут совпадать с социометрическими и коммуникативными измерениями структуры группы. Различают два вида власти: руководство и лидерство. Руководство является институционально зафиксированным процессов, лидерство – возникает спонтанно и имеет социально-психологическую основу.
5. Лидерство также является измерением структуры малой группы. Лидерство, согласно концепции ценностного обмена – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей; лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе.
Мотивация искажения информации
Внутри психологического параметра важными являются причины и цели обмана, синтезированные в мотивах, роль эмоций в генезисе лжи. Доминирующими эмоциями, стимулирующими ложь/обман, являются страх, боязнь, малодушие. Первопричиной лжи и обм ...
Различные элементы цивилизации как внешнее проявление души народа
Элементы, из которых образуется цивилизация, составляют внешние проявления души создавших их народов. -- Важность этих различных элементов разнообразится от одного народа к другому. -- Искусство, литература, учреждения и т.д. играют у раз ...
Общение и развитие человека как личности. Понятие и виды общения
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитател ...