Формальные и неформальные группы
Страница 1

Материалы » Проблема малой группы в социальной психологии » Формальные и неформальные группы

Различают формальные и неформальные группы. Формальные – это когда руководство искусственно создает группу для решения определенной задачи. Неформальные – это когда группа возникает самопроизвольно, не имеет четко определенного статуса в обществе и связанна общими контактами и интересами.

Формальные организации.

Данные организации осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли.

Жизнедеятельность формальной организации зависит от неформальных групп, которые входят в её состав. Руководитель должен стремиться наладить взаимодействие с неформальными группами для повышения эффективности групповой деятельности. Организации неформальных объединений обусловлены возможностью удовлетворения в неформальных группах тех потребностей, которые блокированы в формальных группах. К таким потребностям относят взаимопомощь, взаимная защита, общение личностно-значимое, принадлежность, желание быть в обществе других.

Неформальные организации

. Формальная организация порождает неформальную организацию – сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют первичные

группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются “общими знаниями”, совершают тайные поступки, решают проблемы и “срезают углы”.

Различают несколько характеристик неформальных организаций.

- наличие социального контроля. Как правило, в неформальных группах устанавливаются эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Соблюдая определенные нормы индивид может быть принят в неформальную группу. Иногда нормы формальной и неформальной организации противоречат друг другу, в связи с чем, происходит взаимоисключение их требований, что приводит к социальному конфликту.

- наличие неформальных лидеров. Чаще всего в группе присутствует два лидера – формальный и неформальный. Формальный лидер имеет поддержку в виде переданных ему официальных полномочий. Неформальный лидер опирается на признание его группой. Участнику, пожелавшему стать неформальным лидером необходимо соответствовать определенным параметрам: индивидуально-психологические особенности, возраст, должностное положение, свобода передвижения по рабочей зоне, отзывчивость и т.п. Две основные функции, которые выполняет лидер – это помощь в достижении целей и обеспечение группе её существования.

Между формальной и неформальной организации всегда существует вероятность конфликта, который возникает на почве несогласованных целей. Чтобы избежать этих проблем, руководитель формальной организации должен соблюдать следующие условия:

Страницы: 1 2


Мнения и верования толпы. Отдаленные факторы мнений и верований толпы
Подготовительные факторы верований толпы. -- Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.* 1. Раса. -- Ее преобладающее влияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков. * 2. Традиции, -- Традиции служат выраже ...

Восприятие времени в музыке.
Закономерности восприятия «музыкального времени» при всей своей специфике являются отражением общепсихологических законов восприятия времени. Согласно одному из этих законов, время заполненное кажется коротким в переживании, длинными – в ...

Психологические методы и механизмы рекламы.
Любой тип рекламы в СМИ печатной, телевизионной или радиорекламы – использует разнообразные психологические приемы, чтобы задеть потребителя за живое. Так или иначе реклама пытается объединить представление о данном продукте с нашими глуб ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru