Роль родителей в профилактике агрессивности подросткаСтраница 1
Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же уже касались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степень агрессивности ребёнка. Исследователями отмечено, что если родители снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся ещё агрессивнее. В то же время дети, подвергавшиеся очень строгим наказаниям, так же отличаются большей агрессивностью. Авторитарный стиль воспитания, выражающийся в физическом подавлении и психическом унижении личности ребёнка, неизбежно его травмирует. Ребёнок становится агрессивным или наоборот тревожным и заискивающим перед окружающими. Нарушается доверительный контакт между родителями и ребёнком. Атмосфера агрессии и отвержения выталкивает ребёнка из семьи.
По данным социологов большинство родителей (85%) отрицательно относятся к жестоким методам воспитания. Но это не мешает некоторым из них применять их достаточно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей составляют 40%. Чем же вызван такой большой процент агрессивности родителей?
Можно предположить, что родители воспринимают подобные свои действия в позитивном свете, или объясняют их целесообразностью, или же не находят в себе сил поступить иначе. Жестокость родителей можно разделить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.
Враждебная (деструктивная) агрессия встречается чаще всего в семьях алкоголиков и других моральных уродов. Выражается в самой грубой и неприкрытой форме. Ребёнок в таких семьях подвергается непрерывному рукоприкладству (наказаниям ремнём, подзатыльникам, дёрганью за ухо и др.). Словесные оскорбления и унижения в такой семье в порядке вещей. Агрессия является самоцелью. Ребёнок вызывает раздражение. Во время запоев ребёнок для родителей не существует, с похмелья же досаждает. Не редки акты лицемерия, когда при посторонних родители показывают свою "любовь" к ребёнку и рассказывают, как у них всё хорошо, а, оставшись наедине, проявляют к нему неприкрытую негативность и злобу. Ещё ситуация пьяный отец приходя домой начинает процесс воспитания – бьёт ребёнка за полученную в школе низкую оценку. При этом не задумывается в силу присутствия в голове единственной извилины о том, что в данной проблеме виноват в первую очередь он, а не ребёнок. Гораздо лучше бы было, если бы, вместо того чтобы "тусоваться" у пивнушки вместе с такими же "синяками", как сам, он трезвый встретил ребёнка после школы и помог ему разобраться в том учебном материале, в котором ребёнок испытывает затруднение. От этого был бы гораздо более положительный воспитательный эффект. А так у ребёнка появляются все шансы пойти по стопам родителей и в дальнейшем вести себя точно так же. Хорошо если у ребёнка из подобной семьи найдётся старший товарищ, ведущий нормальный образ жизни и с которого бы он смог взять пример.
Инструментальная агрессия. Появляется, как средство воспитания. Носит завуалированную форму. В общественных группах представляет собой социальную норму поведения.
Родители считают, что для достижения "благой цели", и открытия ребёнку "правды жизни" не жестокие, а строгие меры воспитания. В таких семьях родители живут чаще всего без любви. Воспитание основано на запугивании и наказаниях. Это чаще всего представители неквалифицированных низкооплачиваемых профессий с низким уровнем интеллекта. Их отличает "потребительская любовь" по отношению к своему ребёнку. Если ребёнок соответствует их стандарту "хорошего" сына или дочери они относятся к нему хорошо, а если не соответствует, то, по их мнению, требуется проявить строгость для приведения его в норму.
Такие родители в силу своего низкого интеллекта и постоянной профессиональной загруженности не способны организовать совместный с детьми досуг, так чтобы и самим отдохнуть и детям польза была. Обычно всё ограничивается мероприятиями типа шашлыков по выходным или отец на рыбалку (в Баню), мать к подружкам (салон красоты), а дети лишние.
Невротическая конфликтность.
Вызвана "раздражительной слабостью" родителей. Их личность находится в плену постоянных страхов из-за чувственности, тревожности и мнительности. Для таких людей характерен внутриличностный конфликт между "я реальным" и "я желаемым". Человек не может в силу тех или иных обстоятельств решить свои жизненные проблемы. Из-за переутомления на работе, неприятностей в быту в душе человека накапливается раздражение. Родители срывают своё раздражение на детях, затем мучаются угрызением совести из-за своего несправедливого отношения к ребёнку, извиняются перед ним, а через некоторое время всё вновь повторяется.
Данный вид агрессии особенно проявляется в наши дни в связи с необуржуазной реальностью, когда родители в погоне за добычей средств существования совсем не оставляют себе времени для полноценного отдыха и общения с детьми. При этом они чувствуют вину перед ними, но не в состоянии что либо исправить. Возникает порочный круг.
Понятие «гендера»
Термин «гендер» (от английского «gender» - «пол», «род») утвердился в научных источниках некоторых стран мира (преимущественно англоязычных) в 60-е годы ХХ века, однако в самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских ст ...
Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика – это наука о воспитании и обучении. Основной задачей педагогики является изучение педагогического процесса, того, как развивается человек в условиях организованного процесса обучения и воспитания. Современная педагогическая на ...
Типы личного влияния.
Способность личного влияния зависит от типа личности, от ведущих свойств коммуникативно-личностно-мотивационной структуры индивида, а также от удовлетворяемых индивидом потребностей. И в зависимости от этого она может проявляться на разны ...