Формирование личности ребенка в семье
Страница 1

Материалы » Психология семьи » Формирование личности ребенка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка, тем самым, оказывая прямое влияние на формирование его личности.

Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Какими бы хорошими людьми не были родители супругов, они имеют те или иные недостатки характера и стиля поведения, которые так или иначе могут передаваться детям в процессе семейного общения, влияния, подражания, т.е. не путем генетической наследственности, а через механизмы социального наследования. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, уста­новок родителей.

На производстве деятельность родителей подчиняется системе формальных и неформальных групповых норм, правил приличия, этикета и т. д. Внешне поведение родителей может быть вполне социально приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма поведения супругов может резко расходиться с действительными их качествами и свойствами. Она, т. е. форма поведения, является ролевым, заданным поведением в том или ином коллективе или малой группе. Служебные роли и обязанности задают определенный стандарт поведения. Множественность ролей, которые исполняют родители в обществе (руководитель группы, член партбюро, болельщик, рыболов, руководитель семинара, командировочный, зритель, участник спортивных соревнований и т. д. и т. п.), налагают на их поведение особые черты. Однако семейное поведение родителей значительно отличается от всех других ролей и типов поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внешними стандартами, образцами, моделями, обязательными нормами и правилами поведения и наиболее адекватно психологической сущности родителей.

Страницы: 1 2


Процесс взаимодействия врача и пациента
Не только врач познает пациента, но и пациент врача. Второе направление в общении — от пациента к врачу будет во многом определяться не только личностью врача, но и в значительной степени психическим состоянием пациента. Поэтому в конечны ...

Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое ...

Функции рекламы.
Обычно принято выделять четыре основных функции рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную. 1. Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде вс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru