Периодизация развития личности З.Фрейда.Страница 1
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделили пять стадий личностного развития.
Оральная стадия (от 0 до 1 года.)
Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.
Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать внимания ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей. Непоследовательное поведение родителей также является фактором, нарушающим развитие на данной стадии. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят его. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация (застревание, остановка, которая происходит из – за неудовлетворенности реализации либидо через соотвествующие эрогенные зоны) ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление “все” сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) или упрямство (немотивированное, систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие люди).
Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. На фаллической стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек (см текст в рамке). Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт, связанный с эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Комплекс Эдипа может быть рассмотрен как необходимый этап психосексуального развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представление, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим.
Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера, как заместителя родителя (жена -мать, муж -отец).
Миф об Эдипе и Электре Эдип Эдип - персонаж греческой мифологии. Он был сыном Лая, царя города Фивы, и его жены Иокасты. Когда Эдип появился на свет, оракул потребовал, чтобы убили ребенка, так как судьбой ему преначертана убить своего отца и жениться на соей матери. Новорожденного со связанными ногами оставили на горе на растерзание диким зверям. Но ребенка подобрали пастухи и назвали его Эдип (что значит “со связанными ногами). Они предали ребенка царю города Коринфа, у которого он рос, не зная, кто его настоящий отец. Однажды Эдип узнает на висящем над ним ужасном пророчестве и, полагая, что царь Коринфа его отец убегает из города, пытаясь спастись от судьбы. По дороге он встречает старика, ссорится с ним и убивает его, не зная, что этот старик и есть его родной отец Лай. Подходя к Фивам он сталкивается со Сфиксом, который терроризирует весь город, загадывая загадки и требуя под страхом смерти их разгадок. Эдип разгадывает загадку Сфинкса:”Какое животное утром передвигается на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?”. Эдип ответил, что это - человек в разные периоды своей жизни. Город был спасен, а жители Фив избирают своего спасителя царем. Он женится на царице Иокасте и у них родятся двое сыновей и двое дочереей.Однажды оракул открывает Эдипу страшную тайну, что он совершил двойной грех - отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая от горя Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза. Его изгоняют из Фив и он с дочерью Антигоной скитается по стране пока не умирает недалеко от Афин. Электра Электра была дочерью царя Агамемнона, который стоял во главе греков во время Троянской войны. За время долгого отсутсвия мужа, его жена Клитемнестра вместе во своим любовником Эгистом сговорилась погубить мужа по его возвращении из похода и занять его трон. Электра, узнав о преступных замыслах матери и ее любовника, пыталась воспрепятствовать этому, но не смогла предотвратить драму. Тогда она решила отомстить за отца и подговорила брата убить свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста. |
Младший школьник в психологической консультации
Когда воспитывающие младшего школьника взрослые видят свои педагогические неудачи, то они кажутся им необъяснимыми. Действительно, не так просто понять, почему сын интеллигентных родителей не хочет читать; девочка, послушная дома, невынос ...
Психология масс. Предисловие
Мы посвятили свою предшествующую работу описанию души рас; теперь же займемся изучением души толпы.
Общие черты, обусловливаемые наследственностью у всех индивидов одной и той же расы, составляют душу этой расы. Но когда известное число ...
Мнения и верования толпы. Отдаленные факторы мнений и верований
толпы
Подготовительные факторы верований толпы. -- Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.* 1. Раса. -- Ее преобладающее влияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков. * 2. Традиции, -- Традиции служат выраже ...