Игра.
Игра – это обманчиво простой термин, обозначающий разнообразные виды деятельности. Она имеет биологическую основу, которая наблюдается в играх молодых животных и детей человека. У человека игра тесно связана с культурой. Эта связь ярко проявляется в ритуализированных формах детских игр, предметах игры, и играх, где успех зависит от умения и удачи.
Биологические корни игры послужили основой для предположения, что она служит инстинктивным средством упражнения умений, которые существенны для выживания. Так, в игре происходит упражнение навыков охоты, борьбы с противником, погони у молодых животных. Эта точка зрения распространялась и на человека. Дети, играя, упражняют будущие необходимые им для жизни навыки. Однако представления об игре как инстинктивном упражнении навыков, не может объяснить, почему даже взрослые люди любят тот или иной вид игр, почему игра имеет такое большое значение в социальной жизни людей. Многие животные, включая человека, имеют специальные сигналы, обозначающие желание участвовать в социальной игре. Например, макаки – резус, приглашая партнера, смотрят на него сквозь пальцы, тогда как люди обозначают свои намерения играть улябкой или указанием на игровые предметы.
Играть можно в одиночку, тренируя индивидуальные навыки, или в группе, где в игре происходит знакомство с неодушевленными предметами или изучение человеческих отношений и социальных ролей. Игры в «дочки – матери», «магазин», «школу», «гости» и т.п. моделируют, прежде всего, социальные отношения, социальные роли, нормы социальной жизни, принятые в данной культуре. Участники выполняют разные роли, следую определенным представлениям, нормам и стереотипам поведения. Подобные игры называются ролевыми. Игра может быть спонтанной или подчиняться правилам. Игра противоположна работе. Если игра возникает в силу внутреннего желания, то работа направлена на социально значимые цели. Джером Брунер, английский ученый, приводит убедительные факты, которые показывают, что в промышленно развитых обществах существует четкая граница между игрой и работой взрослых. В традиционных обществах, такой четкой границы нет. Так, у африканских пигмеев, игра помогает освоить взрослый стиль жизни. Дети играют в охоту, собирание и, по мере взросления, эти игровые действия постепенно переходят в реальные.
Описанные характеристики игры позволяют сделать ее определение. Игра – это доставляющая удовольствие, добровольная деятельность, которая включает широкий спектр повторов и вариаций исследовательского поведения.
Игра часто имеет парадоксальную цель. Например, игровая агрессия котят позволяет им в безопасных условиях тренировать навыки нападения и защиты. Физическая и беспорядочная возня маленьких детей тоже может служить этой цели. Таким образом, даже простая физическая игра ориентированы на реальность. Однако в случае физической борьбы агрессивные элементы опускаются, либо только обозначаются, что отличает игру от реальной схватки. Как и в физических, простых играх, так и ролевых, и предметных все подчинено некоторой условности «как бы»: действия и предметы могут быть символически обозначены. Реальные объекты могут заменяться условными обозначениями (ложечкой может быть палочка, тарелочкой - листик, кроваткой - коробочка и т.п.). Ролевые игры представляют собой также символическое освоение социальных ролей и отношений, стереотипов поведения, когда дети играют в учителя, врача, маму, папу, продавца. В отличие от физической игры, символическая игра предполагает, что действия происходят в воображаемой реальности. Развитие воображение способствует формированию новых символических комбинаций. Создание новых комбинаций является признаком творческого мышления. Поэтому символическая игра детей способствует не только развитию будущих навыков, освоению социальных ролей, стереотипов и норм, но и является деятельностью развивающей мышление ребенка, его символические функции.
Игра имеет большое значение не только для развития интеллекта, но она тесно связана с эмоциональным развитием. Многие дети имеют любимую мягкую игрушку или предмет, к которому они особенно привязаны. Они берут игрушку с собой в кровать, возят в гости, за город, ходят в детский сад, а иногда и в школу. Психоаналитики называют такие предметы «переходными объектами». «Переходные объекты» должны помочь ребенку совершить переход от тесного физического контакта с матерью к постепенному овладению самостоятельным поведением, помочь ему обходиться без помощи близкого взрослого. Дети, испытывающие трудности в организации самостоятельного поведения, прибегают к помощи «переходных объектов» даже в школьном возрасте. Эти особые предметы служат заместителями матери. Они выполняют роль воображаемых друзей, которых дети наделяют своими мыслями, чувствами, надеждами и страхами. Они всегда готовы помочь ребенку в трудных ситуациях. В «переходных объектах» коренятся привычки некоторых взрослых людей использовать талисманы в своей жизни.
Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций
в психологии. Понятие
ценностных ориентаций
Одной из важнейших проблем современной психологии является проблема ценностных ориентаций.
«Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, кото ...
Взаимосвязь образного мышления у школьников
В наше время уделяется много внимания развитию у детей различных способностей. Так детям, проявившим математические способности, предлагают обучение в специализированных школах, где при обучении делается упор на точные науки. Подобного ро ...
Результаты исследования и их психологический анализ
В результате того, что испытуемые со средними показателями экстра- интроверсии отсеялись, осталась выборка из 101 чел. из которых были выделены 2 группы:
1.Интроверты (значения по шкале экстра- интроверсия меньше или равно 10 баллам) — 4 ...