Подростковые проблемы и культура.
Страница 2

Материалы » Возрастные циклы психического развития » Подростковые проблемы и культура.

В своей книге «Взросление на Самоа» М.Мид описывает процесс взросления девушек, как они из младенцев превращаются в нянек, учатся вести хозяйство, плести циновки, затем уходят из своих детских компаний и становятся активными членами большой семьи. Они пользуются сексуальной свободой и годы проводят, имея случайные половые связи. Она стараются отложить свое замужество на более долгий срок. После замужества они рожают детей и воспитывают их так же как были воспитаны они сами. Девочки на Самоа проходят тот же процесс физиологического развития, что и американские. Однако их юность не является периодом эмоционального и интеллектуального дискомфорта, временем страданий. Мид пишет: «Самоанский фон, делающий рост детей таким легким и таким простым делом, - это общий стихийный характер всего общества. Самоа – это место, где никто не делает очень больших ставок и не платит оцень больших ценю Здесь никто не страдает за свои убеждения и не бьется насмерть во имя определенных целей. Конфликт между родителем и ребенком здесь разрешается тем, что ребенок переселяется жить на другую сторону улицы, между деревней и взрослым – тем, что взрослый уезжает в соседнюю деревню, между супругом и соблазнителем его жены – несколькими парами циновок тонкой работы. …Здесь никто не спешит в жизни и никого не наказывают за отставание. Наоборот, здесь сдерживают одаренных, развитых не по возрасту, чтобы самые медленные могли сравняться с ними. И в личных отношениях самоанцев мы не видим сильных привязанностей. Любовь и ненависть, ревность и месть, печать и переживание тяжелой утраты – все это лишь на недели. С первого месяца своей жизни ребенок, передаваемый из одних случайных рук в другие , усваивает урок: не привязывайся очень сильно к одному человеку, не связывай очень больших ожиданий ни с одним из родственников.» (Культура и мир детства. М., Наука, 1988, с. 149 – 150).

Совершенно иначе взрослеют девочки у горных арапешей ( Папуа –Новая Гвинея, острова Океании). Мальчик – арапеш выращивает свою жену. Помолвка у арапешей происходит между девочкой семи – восьми лет и мальчиком на 6 – 7 лет ее старше. О будущей жене заботится вся семья мальчика. Арапеши считают, что родители имеют полное право на контроль поведения детей, так как они их вырастили. Аналогичным образом, муж имеет право руководить женой. Дети и женщины у арапешей считаются более слабой и мало ответственной группой. Девочка, живущая с мальчиком долгие годы как с братом, в его семье, испытывает те же чувства, что к своей семье и братьям. Она испытывают сильную привязанность, заботится о муже и его родственниках, воспринимает их заботы как свои собственные. Она становится частью семьи жениха. За помолвленой парочкой строго присматривают, считая, что слишком ранние сексуальные проявления не пойдут им на пользу.

При наступлении половой зрелости, первая менструация сопровождается церемонией, в которой участвуют братья девочки – они строят ее менструальную хижину. Все украшения с нее снимают и натирают жгучей крапивой. Она не пьет и не есть три дня. После трех дней, она покидает хижину и брат матери делает ей декоративные надрезы на плечах и ягодицах, означающих, что она достигла брачного возраста. Теперь девушка и юноша могут гулять вместе, уединяться и сами решить, когда совершить свой брачный союз, подготовленный многими годами совместной жизни.

Несмотря на совершенно иные традиции взросления у горных арапешей, по сравнению с самоанцами, подростковый возраст не сопровождается потрясениями и конфликтами. В этих культурах годы отрочества могут быть описаны как плавный переход от беззаботного детства к замужеству, накладывающего на девушку определенные обязательства. Бесконфликтность подросткового возраста в рассмотренных культурах характерна и для мальчиков. Переход из детства во взрослый мир осуществляется резко через обряд инициации, пример которого мы рассмотрели. В современных обществах, в отличие от традиционных, подростковый возраст – это период перехода, длящийся около 10 лет.

В XIX веке в западных странах было введено системное школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка. Это отодвинуло момент принятия им социальных ролей взрослого сообщества. Образовался период между биологической зрелостью и экономической самостоятельностью, характерной для взрослого человека. На стадии отрочества биологический, социальный, исторический и культурный факторы переплетаются особенно тесно, чем на других возрастных этапах. Поэтому отрочество следует анализировать, учитывая все эти факторы. Подростковый период в жизни человека является своеобразной лакмусовой бумажкой благополучия развития ребенка в предыдущие возрастные периоды и благополучия семьи, готовой к новым ролям, отношениям, готовой оказать взрослеющему ребенку необходимую помощь, поддержку, а главное, неизменно принимать и любить его в трудные моменты его взросления.

Страницы: 1 2 


Постоянные верования
Между анатомическими и психологическими признаками живых существ наблюдается тесный параллелизм. В анатомических признаках мы наталкиваемся на некоторые элементы, остающиеся неизменными или изменяющиеся так медленно, что нужны целые геоло ...

Выводы и заключение
Целью данной работы являлось выявить существование взаимосвязи между типом акцентуации характера и стилем семейного воспитания. Исследование включало в себя две составляющие: определение типа акцентуации характера каждого испытуемого и и ...

Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru