Исследования развития социально-важных навыков у детей с ДЦП.
Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии и основные
методы работыСтраница 1
Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным центром Министерства социальной защиты населения Российской Федерации при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей, их воспитывающих.
Психолог должен обладать такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.
Целью данного исследования является изучение деятельности психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных навыков.
Программа исследования включает в себя этапы:
1. Анализ существующих программ по развитию у детей с ДЦП социально-важных навыков.
2. Статистическая обработка.
3. Разработка методических рекомендаций.
На сегодняшний день эта тема актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными или приобретенными заболеваниями в раннем детстве.
В апреле 2005 года в реабилитационном центре «Лотос» г. Находки проводилось исследование сформированности социально-важных навыков у детей с детским центральным параличом.
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. Специфика детей с ДЦП ограничена количеством методик, которые можно применять на данных детях. Наиболее приемлемым методом является наблюдение. А беседа и анкетирование предназначены для родителей детей с отклонениями в развитии.
Беседа (интервью) – это метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психодиагност получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого. В данном исследовании используется нестандартизированное интервью. Оно проводится в форме беседы по плану, имеющему общий характер, свободные формулировки и последовательность вопросов. Это дает следующие возможности:
1. стандартизировать смысл вопросов в соответствии с особенностями опрашиваемых;
2. получить нужную информацию в результате свободного обмена мнениями;
3. изменять в нужном смысле вопросы и уточнять ответы, достигая глубины содержания информации.
Беседу необходимо начинать с таких тем, которые больше всего интересуют испытуемого, и затем постепенно приближать содержание беседы к тем вопросам, которые интересуют исследователя. Беседу следует проводить в нетрадиционной обстановке, потому что неформальные, свободные условия способствуют преодолению привычных стереотипов межличностного восприятия и общения, часто возникающих между исследователем и испытуемым в результате длительного ролевого общения вне исследования.
Вопросы, задаваемые в ходе беседы, требуют от испытуемого как односложных, так и развернутых ответов. Перечень примерных вопросов, задаваемых при беседе с родителями:
1. Возраст и пол ребенка?
2. Какие навыки уже сформированы (восприятие формы, цвета, величины, исследование мыслительных процессов, обследование счетных навыков, особенности рисования, навык самообслуживания)?
3. Какие навыки необходимо развивать у ребенка?
4. Какие положительные и отрицательные черты присущи ребенку?
5. С кем и с чем играет ребенок?
У исследователя могут возникнуть определенные трудности в ходе беседы с родителями детей. Причинами этого являются: родители могут не идти на контакт с исследователем; могут скрывать что-нибудь, так как боятся, что ребенка не возьмут в учреждение.
Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Под наблюдением понимается целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц, характеризующих особенностей изучаемого явления. В данном исследовании применяется систематическое наблюдение. Оно проводится по определенному плану. Выделяются регистрируемые особенности поведения, и классифицируется условия внешней среды. Процедура исследования методом наблюдения состоит из нескольких этапов (приложение 1).
Развитие советской психотехники
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладн ...
Развитие способностей
Для того чтобы задатки превратились в ярко выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и ...
Принципы и методы психологии.
Основные методологические принципы психологии:
Признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительности;
Генетический подход к психическим явлениям – исследование их в развитии;
Призна ...