Деформирование личности, попавшей в тоталитарный культ.
Страница 2

Материалы » Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов » Деформирование личности, попавшей в тоталитарный культ.

Личное имя-символ социальной индивидуальности, той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. При лишении имени человек выводится из нормального взаимодействия. Юнг считал, что присвоение нового имени в обряде инициации помогает забыть прежние социальные роли, ускорить процесс изменения поведения. Появляется новая личность, с новыми качествами и взглядами на прошлую жизнь.

Важным условием успеха вовлечения в тоталитарные культы является все большая потеря личностью своей индивидуальности, собственной инициативы, способности к волеизъявлению своего "Я". У завербованного постепенно формируются страх и чувство вины. Они вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания атмосферы единства и близости. Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от вновь пришедшего требуют исповеди. Исповедь является переломным моментом жизни человека в секте, она, своего рода "кредит доверия" - высшая его степень. Отказавшись от исповеди, член секты рискует навсегда потерять для себя значимую группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила неразглашения исповеди. [Целикова,1996,с.71-75].

Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищённым перед лицом группы, то есть, создаёт управляемую эмоциональную уязвимость за счёт чувства страха и вины. [Кондратьев, 1999, с.21].

Выявленные личностные проблемы, негативные факты прошлого, страхи и секреты дают представление об эмоциональной уязвимости адепта и посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград, позволяют более успешно им манипулировать.

Нередко при психологической обработке акцент ставится на развитии страха за свою жизнь при попытке высказать какое-либо сомнение в истинности учения, не говоря уже о попытке выйти из секты. [Кондратьев,1999,с.26].

В культе человек перенимает образцы поведения окружающих и становится также доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями. Та глобальная значимость, которую приобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что она становится для своих членов новой референтной группой. [Зимбардо, Андерсен, 2000, с.8-34].

Так как человек чаще всего идёт в секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимает ощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества и вытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиозной избранности и привилегированности по отношению к другим членам социума. Специальные усилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого, пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются, поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв данную систему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, он будет подстраиваться под неё. [Бойл,1996,с.24].

Укрепление глубинных связей с сектой также достигается благодаря культу лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру. Постоянное усиление чувств почитания и любви разворачивается на фоне напряжённости естественной потребности в любви, вследствие отрыва от семьи и социальной изоляции. Значимость лидера группы и самой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которые человек вложил в неё. А так как секта требует всё большей отдачи себя организации, человек попадает в замкнутый круг постоянного самопожертвования, которое с каждым разом разрушает его личность всё сильнее. [Бассин,1969,с.118-126].

Цель культа - контроль сознания, который подразумевает власть не только над принятием решений членами культа, но и над мыслями и чувствами членов культа, над их личностью.

Страницы: 1 2 


Теоретические аспекты изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков. Состояние проблемы изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков в психологической те
Внутренняя позиция имеет яркое возрастное своеобразие. Имеются исследования, непосредственно посвященные предпосылкам возникновения внутренней позиции школьника у детей от 4 до 7 лет и ее динамике во время обучения в начальной школе (Л.И. ...

Выводы
Проведенное исследование показало, что дети младшего подросткового возраста которые относятся к группе как к самостоятельной ценности, на первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность ...

Проблемы молодой семьи
Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, которые качественным образом влияют на развитие каждой из них. Рассмотрим проблемы, характерные для молодой семьи в современной России, но только те из них, ко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru