Психотипические и индивидуально–психологические особенности личности.
Страница 2

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Психотипические и индивидуально–психологические особенности личности.

Способности – индивидуальные психологические особенности личности, определяющие уровень успешности выполнения какой – либо деятельности.

Способности имеют психическую природу, индивидуальность и связаны с успешной деятельностью. Существует три точки зрения на природу способностей человека:

все способности человека врожденные и передаются по наследству;

способности человека приобретаются прижизненно. Их развитие всецело зависит от социальных условий. У любого человека можно развить любые способности;

способности развиваются прижизненно, но на основе определенных задатков. Под задатками понимают строение мозга, особенности функционирования нервной системы, особенности строения анализаторных систем, особенности строения тех или иных органов человека. На основе одних и тех же задатков можно развить разные способности.

Виды способностей:

Потенциальные – не реализуются в конкретном виде деятельности, но проявляются при изменении социальных условий.

Актуальные – способности, которые реализуются и развиваются в определённых видах деятельности.

Выделяют:

Общие способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые важны во многих видах деятельности.

Специальные способности – индивидуально-психологические особенности, позволяющие успешно овладевать какой-либо определённой деятельностью.

Частные способности, которыми располагает человек, но они не имеют рационального предназначения.

Способности также подразделяют на репродуктивные и творческие; на когнитивные, перцептивные, мнемонические, лингвистические, речевые.

Способности человека развиваются в процессе деятельности. Выделяют следующие уровни развития способностей:

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности; предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей.

Гениальность – высший уровень развития способностей. Высокий уровень одарённости связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующий поведенческий тип личности.

Характер, являющийся одной из составляющих структуру личности, отличается от некоторых других её свойств сравнительно большей стабильностью и устойчивостью. Результаты многочисленных исследований, практика обучения и воспитания людей показывают, что абсолютное большинство свойств характера не является застывшим образованием, а изменяется на протяжении всей жизни индивида. На своеобразии в изменениях этих свойств сказываются общественные условия, жизненные обстоятельства, социальная среда, образ жизни, социальный статус и социальная роль, направленность и позиция личности, проявляемые в той или иной общности людей.

Всё многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

Направленность индивида, система его отношений в социуме - определяет фундаментальное качество характера, его нравственность.

Особенности волевой регуляции.

Эмоциональные особенности.

Интеллектуальные особенности.

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – социальный тип характера:

Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде.

Тип внутренне конфликтный, но внешне согласованный со средой - отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Страницы: 1 2 3


Ведущая деятельность и развитие в раннем детстве
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они о ...

Психологические механизмы рекламы.
Главная конечная цель рекламного воздействия всем известна – вынудить массового покупателя совершить покупку. Для этого надо заразить его желанием совершить такую покупку, сформировав новую потребность. Потребность – это опредмеченная нуж ...

Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.
Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает св ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru