Педагогический процесс как система и целостное явление
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Педагогический процесс – это сложное и многоэтапное явление. На него действует широкий спектр социальных факторов: внешних и внутренних, ситуативных и долговременных, объективных и субъективных. Педагогический процесс диалектично развивается и в нём проявляются законы и закономерности различного уровня. На процесс влияют общие законы развития общества: единства и борьбы противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания; а также закономерности общественного развития страны, формирования коллектива, микрогруппы и личности. Эти общие закономерности проявляются во всех структурных элементах педагогического процесса, определяя общее направление его развития.
Основными структурными элементами педагогического процесса являются:
Педагоги – подготовленные в конкретных областях научных знаний специалисты, имеющие основательные теоретические знания по конкретной науке, широкий научный кругозор, высокую педагогическую культуру и способные успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся;
Учащиеся;
Содержание обучения и воспитания учащихся – включает различные виды получаемых знаний, умений и навыков, которые отражены в плане подготовки учащихся, в тематических программах и планах изучения учебных дисциплин, в учебниках и различных учебных пособиях;
Технология обучения и воспитания учащихся, включающая методику, организацию и управление педагогическим процессом – система педагогических процедур, определяющих выбор и реализацию различных форм и способов подготовки учащихся, средства управления учебным процессом, расписание занятий;
Система целей обучения и воспитания учащихся и планируемых результатов обучения и воспитания;
Педагогическая среда как совокупность условий, в которых протекает педагогический процесс. Под условиями обычно понимается совокупность факторов, влияющих на педагогический процесс, ускоряющих или тормозящих его развитие. К ним относят, например, профессиональную компетентность педагогов, их педагогическую культуру и т.д.
Таким образом, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и управляемое взаимодействие педагогов и учащихся на основе единства всех компонентов этого процесса, обеспечивающее эффективное обучение и воспитание учащихся за конкретный период подготовки в учебном заведении.
Специфика учебной мотивации студента.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, наприме ...
Роль жизненного опыта в восприятии музыки.
Влияние опыта на восприятие можно назвать одной из наиболее общих закономерностей психологии. С его исключительно разнообразными проявлениями человек сталкивается в жизни на каждом шагу.
Зависимость восприятия от самых разных причин – от ...
Социально-психологические проблемы молодой семьи
Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать (так, например, 56 % молодых семей отметили в ходе одного из наших социологических опросов, что у них воо ...