Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания (автор В.В. Бойко)Страница 2
3. Симптом личностной отстранённости (деперсонализация). Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Партнёр или клиенты воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы. Систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.
4. Симптом психовегетативных и психосоматических нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций.
При подсчёте баллов считается, что:
· симптом не сложился, если сумма равна 9 или менее;
· симптом на стадии формирования - 10-15 баллов;
· сложившийся симптом - 16 и выше баллов.
Текст опросника и ключи представлены в Приложении 2.
3. Опросник профессионального выгорания (MBI) (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Опросник состоит из 21 утверждения, имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
На каждое утверждение предусмотрено 6 вариантов ответов: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Эмоциональное истощение. Рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Деперсонализация. Проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В иных случаях - повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным и др.
Редукция личных достижений. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Текст опросника и ключи находятся в Приложении 3.
Исследование проводилось в индивидуальном порядке без использования специальной аппаратуры.
Для обработки полученных результатов использовался расчет средних показателей и U-критерий Манна —Уитни — непараметрический статистический критерий предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Интенсивное манипулирования психикой людей в деструктивных культовых
группах как проблема современной консультативной психологии.
На данный момент существует большое количество нетрадиционных религиозных организаций в нашей стране, которые наиболее успешно рекламируют себя, эксплуатируя свойства психики человека, распространяя при этом псевдорелигиозные и оккультные ...
Проектировочная деятельность.
Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и от ...
Мнемотехника
Мнемоника (искусство запоминания) мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и факт ...