Особенности изучения влияния внутренней позиции на
поведение младших подростковСтраница 2
Тяжелой дезадаптации способствует ряд моментов:
Снижается переносимость любых эмоциональных нагрузок.
Наблюдается нарушение социальных контактов с переживанием одиночества, непонимания людьми, отсутствием веры в помощи.
Интеллект оказывается бессилен решить проблемную ситуацию.
Снижается резко самооценка.
Механизмы психологической защиты личности оказываются в сложившихся обстоятельствах несостоятельными.
Человек утрачивает свои жизненные цели и ценностные ориентации.
Девиантное поведение может иметь различные формы, одни из которых выливаются во внешне выражаемые реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психологические состояния, вызывающие эти внешние негативные проявления. К числу таких состояний можно отнести внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств, конфликтные отношения с окружающими, эгоистическую жизненную позицию, неустойчивость интересов и стремлений, резкие перемены в настроениях и желаниях, противодействие воспитательным влияниям. Среди поведенческих девиаций выделяют лживость, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств, побеги подростков из дома, уход в религиозные культы; бродяжничество как следствие детской безнадзорности, аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собственный организм, вплоть до крайних появлений - самоубийства) [10, С.89].
В подростковом возрасте ложь становится сознательным уклонением от истины в неблаговидных целях. В основе лжи лежит страх перед наказанием и правдой; хвастливость, стремление компенсировать возникшую или имеющуюся уже нравственную ущербность, а также круговая порука, неправильное понимание дружбы. Преодолевается лживость педагогическими мерами: доверием, внушением неизбежности разоблачения обмана, устранением боязни расплаты за проступки, разъяснением асоциальной сущности лжи. Часто лживость проявляется у подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, воздействующих на психические процессы, например на когнитивную или аффективную сферу. По мнению Е.П. Ильина, это аддиктивное поведение (склонность, пагубная привычка), что относится к формам девиантного поведения (МКБ-10), которое рассматривается как злоупотребление химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания. Т.А. Донских, Ц.П. Короленко считают, что аддиктивное поведение рассматривается как отклоняющегося поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Это слово рассматривается как синоним иностранного слова аддикция. В отличие от зарубежных исследователей, считающих аддикцию синонимом зависимости, аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной психологической литературе такое поведение означает: болезнь еще не сформировалась, но имеет место нарушение поведения в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.
По мнению психологов, подросткам присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая [14, С.120]. Корыстные мотивы носят незавершенный, детский характер. Большинство правонарушений совершается из озорства, любопытства или желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Играет роль и стремление к необычному, жажда приключений и острых ощущений. На незрелость корыстных мотиваций указывает и тот факт, что правонарушения носят групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме.
Таким образом, "девиантное поведение" связано с особенностями внутренней позиции младшего подростка, нарушением норм психического здоровья, ему способствуют социальные и индивидуально - личностные факторы. К числу состояний можно отнести внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств, конфликтные отношения с окружающими, эгоистическую жизненную позицию, неустойчивость интересов и стремлений, резкие перемены в настроениях и желаниях, противодействие воспитательным влияниям.
Агрессивные младшие подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих школьников, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Часто такие школьники находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа "выживают сильные, слабые вымирают". Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [35, С.50]. Таким образом, внутренняя позиция младшего подростка может стать причиной девиантного, агрессивного поведения.
Присвоение гендерных установок, популярных в обществе,
женщинами с гомосексуальной идентичностью
Итак, мы рассмотрели понятие гендерных установок, а также гомосексуальной идентичности у женщин. И нам предстоит охарактеризовать те гендерные стереотипы и роли, что отводятся лесбиянкам социумом и перенимаются ими.
В российском социуме ...
Своеобразие развития психики умственно отсталого
ребёнка
Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на ...
Деформирование личности, попавшей в тоталитарный культ.
После привлечения новичка к общению с группой адептов он оказывается в особой атмосфере группового психологического давления. Главной составной частью последнего является “бомбежка любовью” (“love-bombing”), которая отбивает охоту к сомне ...