Введение

Материалы » Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи » Введение

Актуальность исследования.

Психология понимания и распознавания лжи, много лет разрабатывалась на Западе. Значительная часть исследований в зарубежной психологии была посвящена выявлению конкретных поведенческих признаков лгущего человека, а также изучению детектора лжи (П. Экман,

У. Фризен, А. Мехрабиан и др.). А для российской науки область исследования лжи является относительно новой и мало изученной. В отечественной психологии наиболее известны работы по психологии лжи Ю.М. Жукова, В.В. Знакова, С.И. Симоненко [18,26,52]. В последнее время в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи. Важность этой проблемы очевидна: различные проявления лжи, обмана, неправды (манипуляции, мошенничество) постоянно обнаруживаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. Это может привести к усилению тенденций взаимной недоверчивости в среде, в обществе. Если несколько лет назад анализ причин лживости детей и взрослых занимал в основном педагогов и юристов, то сегодня данная проблема интересует представителей самых разных специальностей – социологов, философов, специалистов по маркетингу, имиджмейкеров.

Новизна проблемы.

В работах отечественных психологов, как правило, ставится вопрос о способах выявления признаков лжи, что несомненно является важным с прагматической точки зрения, но мало уделяется внимания разграничению разных видов лжи (наиболее полно и подробно описаны и разграничены виды лжи И.П. Шкуратовой) [65], мало затронута проблема отношения ко лжи, а также соотношение ситуативных и личностных факторов лжи. Поэтому новизна данной работы обусловлена выбором в качестве предмета исследования отношение ко лжи. На методическом уровне новизна проявляется в выборе новых методик для диагностики индивидуальных особенностей отношения к своей и чужой лжи.

В связи с этим целью

нашего исследования было изучение влияния черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

теоретические:

1. проанализировать представления о феномене лжи в отечественной и зарубежной психологии;

2. проанализировать теоретические и эмпирические данные о личностных детерминантах отношения индивида ко лжи в своем и чужом поведении;

методические:

3. проверить диагностические возможности опросника «Виды лжи» для выявления склонности к разным видам лжи;

4. проверить диагностические возможности опросника «Отношение ко лжи» для определения отношения человека к различным видам чужой лжи;

эмпирические:

5.

исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении.

6. исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи.

7.

выявить мотивацию лжи, которую курсанты приписывают себе и другим.

8.

исследовать взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к своей и чужой лжи.

Предметом

нашего исследования является отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с чертами личности.

Объектом

исследования выступила выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30 – женского. Возраст: 19-20 лет. Курсанты 3-его курса, Новочеркасского военного института связи.

Гипотезы исследования: 1.

Юноши и девушки различаются по частоте применения ими различных видов лжи в межличностном общении и по реакциям на проявления лжи в чужом поведении.

2.К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение.

3.

Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.

Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики:

· Опросник «Виды лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи.

· Опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи.

· Личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 FPI) вариант опросника – А (содержит 187 вопросов).

· Методы математической статистики: ранговый коэффициент корреляции Ч. Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS 12.0.

Научная значимость работы состоит в получении новых данных о видах искажения информации молодёжью, а также в определении личностных свойств, оказывающих влияние на отношение к конкретным видам лжи. Это позволяет глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований современной молодежи. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты дают возможность разработки программы воспитательных воздействий и методических рекомендаций для педагогов, а также родителей по созданию условий в семье, обеспечивающих процесс формирования установки на правдивое поведение. Апробированные методики могут применяться в индивидуальных консультациях при решении внутриличностных, межличностных проблем.


Стратегии психологической работы в школе
В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направлени ...

Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы
Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так всег ...

Ход исследования
В исследовании принимал участие молодой человек. Возраст – 20 лет. Было проанализировано 312 его фотографий, сделанных в период с июля 2004 года по сентябрь 2006 года. Для удобства использовались таблица №1 для «групповых» фотографий и т ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru