Отношение ко лжи
Страница 2

Материалы » Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи » Отношение ко лжи

Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема и в этом случае характеризует субъекта речи как совершающего действия, противоречащие нормам речевого общения [50]. Человек в любом возрасте знает и помнит, что врать плохо. Это у него находится не только в сознании, но часто в подсознании. Из-за этого ложь очень часто сопряжена с психологическим дискомфортом. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому, происходят внутренние психологические процессы, в том числе оправдание лжи, «очищение совести». В этом отношении люди могут лгать по-разному: легко и надолго, без внутреннего переживания; легко, но с внутренним недовольством; трудно, но без внутреннего переживания; трудно и с внутренним недовольством [62]. Ложь затягивает, как омут - на основе одной возникает другая, и так до бесконечности [37]. Также ложь отрицательна тем, что «после этого никому не везло», «делает зависимым от сказанного», она усугубляет здоровье человека, так как заставляет его постоянно жить в страхе [49]. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях, питая недоверчивость. Она подразумевает неуважение к тому, кого обманывают [72]. Правда - это не просто информация, соответствующая действительности. Это - особое состояние взаимной открытости людей. Правда, высказанная лживым человеком, ничуть не прибавляет душевной близости людям, следовательно, не выполняет своего предназначения[14]. Но легко сказать, что врать – плохо.

Прямолинейность не всегда добродетель, бестактность не всеми приветствуется [72]. Коммуникативный закон формулируется просто и ясно: «Ложь, лестную для тебя, выпиваешь залпом, тогда как правду, если она горька, пьешь по каплям» [6]. Ложь уместна, "когда неприятности, ничего не остается в жизни (т.е. обманом можно приукрасить)»; «не хочется расстраивать других» и т.п. [23,49]. Ю.И. Холодный считает, что никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует «общественная маска», которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей. «Беда принуждает ко лжи даже честных", - так утверждает Публий Сир. «Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду", - так утверждает таджикская народная мудрость[58].

Необходимо выделить ложь в связи с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Этот критерий играет существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступает как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи.

Отношение ко лжи, учитывая ее последствия, может быть: 1) строго осуждаемым; 2) со снисходительным и терпимым отношением; 3) не осуждаемым; 4) молчаливо одобряемым – когда ложь вызывает шуточно-развлекательную, веселую ситуацию [6].

Изначально всякий человек по умолчанию наделен определенным "кредитом доверия", которое легко потерять, а заработать трудно. Так как человек довольно часто встречается с ложью, у каждого в течение жизни формируется своя психологическая технология защиты ото лжи [6].

Реакция на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению партнера нельзя судить, опознал он ложь или нет. Девушки чаще прибегают к этим формам реагирования, тогда как юноши часто никак не реагируют на чужую ложь в своем окружении. Причины, по которым человек не реагирует на чужую распознанную ложь, могут быть разными: причина в стремлении к сохранению сложившихся отношений; в правилах этикета; причина, связанная с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. А также интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что человеку не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок [65].

Страницы: 1 2 3 4


Методика "Изучение высших чувств"
ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников. Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской. Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т.Н Облонской и предлагается описать своё отношени ...

Исследование предрасположенности к конфликтам
Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» Для определения стиля поведения молодых супругов в конфликтной ситуации и подтверждения предыдущих методик была применена адаптированная Н.В. Гришиной методика американского социального психо ...

Исследования
Автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста"[3], написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru