Анализ степени выраженности отношения юношей и девушек к разным видам чужой
лжиСтраница 1
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Отношение ко лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3).
Для определения отношения курсантов к чужой лжи нами вычислялись суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные данные отражены в Таблице 3, в которой отношения к различным видам лжи расположены по убыванию их степени выраженности.
Таблица 3 - Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи
№ |
Отношение ко лжи |
∑ ср. |
юноши |
девушки |
среднее |
среднее | |||
1 |
ложь-сплетня |
6,9 |
6,2 |
7,56 |
2 |
ложь-оправдание |
5,68 |
5,63 |
5,73 |
3 |
ложь-умолчание |
5,23 |
4,96 |
5,5 |
4 |
ложь-фантазия |
4,1 |
3,96 |
4,26 |
5 |
ложь во благо |
3,93 |
3,7 |
4,16 |
6 |
ложь-самопрезентация |
3,73 |
3,7 |
3,76 |
7 |
этикетная ложь |
3,45 |
3,26 |
3,6 |
Сравнение выраженности отношений юношей и девушек к разным видам чужой лжи показало, что у них нет значительных различий (См. рисунок 3):
Рис. 3 - Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи у юношей и девушек: 1- этикетная ложь, 2- ложь во благо, 3- ложь-фантазия, 4- ложь-оправдание, 5- ложь-умолчание, 6- ложь-сплетня, 7- ложь-самопрезентация
На диаграмме видно, что к социально приемлемым видам лжи юноши и девушки относятся более снисходительно (этикетная ложь, ложь во благо, ложь-фантазия, ложь-самопрезентация,
как разновидность лжи фантазии, при которой объектом фантазии является личность самого сочинителя). Возможно, респонденты мирятся с этими видами лжи в чужом поведении, поскольку они не приводят к моральному ущербу обманываемого.
Наблюдается, что как юноши, так и девушки наиболее негативно относятся: к чужой лжи-сплетне, ко лжи оправданию, лжи-умолчанию.
У женской выборки в большей степени выражено негативное отношение к чужой лжи (в частности ко лжи-сплетне), что прослеживается в анализе реакций респондентов на чужую ложь: девушки предпочитают способ словесного воздействия на лгунов. (Это также подтверждено исследованиями Е.А. Душиной, А.В. Павлюк) (См. таблицу 4).
Таблица 4 - Виды реакций юношей и девушек на чужие виды лжи
Шкалы лжи |
Виды реакций на чужую ложь | |||||
Юноши |
Девушки | |||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В | |
Этикетная л. |
39 |
61 |
20 |
32 |
70 |
18 |
Л. во благо |
45 |
40 |
35 |
42 |
31 |
47 |
Л. фантазия |
39 |
41 |
20 |
33 |
35 |
52 |
Л. оправдание |
17 |
36 |
67 |
15 |
37 |
68 |
Л. умолчание |
20 |
51 |
49 |
11 |
53 |
56 |
Л. сплетня |
11 |
32 |
77 |
1 |
11 |
108 |
Л. самопрезент. |
36 |
59 |
25 |
35 |
59 |
26 |
Σ |
207 |
320 |
293 |
169 |
296 |
375 |
Введение.
Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми ...
Развитие интеллектуальных способностей.
"Сходство и различие"
Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:
Книга - тетрадь День – ночь
Лошадь - корова Дерево – куст
Телефон - радио Помидор – огурец
Самолет - ракета Стол – стул
"Поиск п ...
Методика "Изучение высших чувств"
ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников.
Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской.
Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т.Н Облонской и предлагается описать своё отношени ...