Исследование интеллектуальной активности. Активность субъекта
как фактор развития интеллекта. Направленность гуманистического образования на активизацию
личностиСтраница 2
Формирование умственных способностей возможно, конечно, лишь в ходе овладения знаниями, но связь между тем и другим далеко не однозначна. К тому же не всякое овладение знаниями и не во всех случаях дает одинаковый эффект в развитии интеллекта.
Обучение не должно сводиться, конечно, лишь к усвоению знаний, умений и навыков. В этом процессе должны развиваться познавательные возможности, учащиеся должны приобретать способность сознательного, творческого отношения к овладению знаниями, становиться интеллектуально инициативными и активными.
В традициях российской психолого-педагогической науки исключается разрыв между двумя сторонами единой задачи обучения - овладения знаниями и развитием умственных способностей. Любой этап усвоения жизненно необходимых знаний должен вести к развитию умственных способностей и тем самым создавать новые возможности дальнейшего усвоения и применения знаний.
Сторонники гуманистического подхода к образованию широко популяризируют открытое обучение. Так, по Ч. Ратбоуну, основными установками открытого обучения являются, во-первых, то, что каждый ребенок рассматривается как автономный "самоактуализирующий индивид", во-вторых, не существует таких знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок, поскольку значимость любого знания определяется субъективным восприятием.
Один из основных теоретиков открытого обучения Г. Колль говорит о создании гибкой среды обучения, которая отличается "открытостью, естественностью и доверительностью", но при этом обладает "последовательностью и твердостью". При таком "открытом" обучении учитель должен отказаться от традиционной роли авторитарного контролера. В этом случае учитель – это самоактуализирующая личность, открыто выражающая свои чувства по поводу поведения учащихся и хода учебного процесса.
Видный деятель гуманистического направления Р. Nash определяет основную идею "гуманистической перспективы". В своих трудах ученый говорит, что "базовое гуманистическое предположение заключается в том, что люди являются свободными существами. Но не в том смысле, что человеческое поведение является беспричинным, произвольным или неконтролируемым. Это также не означает, что люди не находятся под влиянием своего окружения, истории их жизни или опыта. Скорее означает другое: то, что они могут делать собственный значимый выбор, формулировать свои цели, становиться инициаторами определенных действий и поступков и так или иначе регулировать течение собственной жизни.
В целом программа гуманистического образования, направленная на активизацию личности учащегося, содержит ряд психологически обоснованных положений. Среди наиболее рациональных можно выделить: • 1. Школьная программа характеризуется эмоционально стимулирующей учебной средой. При этом особое значение придается инициативности учащихся в познавательной деятельности, как и междисциплинарным подходам в соотнесении с "человеческими нуждами", а также саморегуляции и "свободе с чувством ответственности".
• 2. Учение должно происходить в позитивной обстановке, в атмосфере теплоты, эмоциональной искренности, взаимного принятия, отсутствия пристрастных суждений и угроз со стороны учителя. Необходимым условием являются при этом установление конструктивных межличностных отношений в классе, а также взаимное уважение и доверие между учителями и учащимися.
• 3. Учебный процесс структурируется учителем и учащимися на "солидарной основе", т. е. таким образом, чтобы в отношении его намечаемых целей было взаимное согласие.
• 4. Учитель не может выступать в неблагодарной роли "контролера", доминирующего над учебным процессом. Он выступает с "миссией консультанта и ценного "источника познаний", который всегда готов помочь и словом и делом.
• 5. Каждый ученик получает реальную возможность выбора "познавательных альтернатив", а учитель, не определяя заранее целей урока, поощряет детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от актуального уровня развития.
• 6. Основным критерием образовательной программы являются ее возможности в плане максимального потенциала и стимулирования творческих способностей личности. Сущность процесса учения – накопление субъективного опыта познаний, пронизывающих человеческую жизнь, обогащение его все новыми и новыми гранями и содержательными элементами.
• 7. В принципе, учитель не оценивает успеваемость, во всяком случае, не использует оценки как форму давления на учащихся, поскольку это невротизирует личность. Воздерживается он и от критических суждений, если только учащиеся сами не просят об этом. Проблемы познавательного процесса и способы его оценки совместно обсуждаются учителем и учащимися. Такое согласие необходимо для поддержания позитивной атмосферы в классе.
Функционализм
Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса
(1842—1910). Джеймс предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динами ...
Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у
детей старшего дошкольного возраста
Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. К.Д. Ушинский, например, подчеркивая воспитательное содержание игры, писал: «У одной девочк ...
Особенности развития когнитивных качеств младшего школьника
О развитии когнитивных качеств младшего школьника можно сказать следующее.
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и на построение своей ...