Податливость внушению и легковерие толпыСтраница 4
К несчастью, легенды, даже когда они записаны, все-таки не имеют сами по себе никакой устойчивости. Воображение толпы постоянно меняет их сообразно времени и особенно сообразно расам. Как далек, например, кровожадный библейский Иегова от Бога любви, которому поклонялась св.Тереза; и Будда, обожаемый в Китае, не имеет ничего общего с Буддой, которому поклоняются в Индии!
Не нужно даже, чтобы прошли столетия после смерти героев, для того, чтобы воображение толпы совершенно видоизменило их легенду. Превращение легенды совершается иногда в несколько лет. Мы видели, как менялась несколько раз, менее чем в пятьдесят лет, легенда об одном из величайших героев истории. При Бурбонах Наполеон изображался каким-то идиллическим филантропом и либералом, другом униженных, воспоминание о котором, по словам поэтов, должно жить долго под кровлей хижин. Тридцать лет спустя добродушный герой превратился в кровожадного деспота, который, завладев властью и свободой, погубил три миллиона человек, единственно только для удовлетворения своего тщеславия. Теперь мы присутствуем при новом превращении этой легенды. Когда пройдет еще несколько десятков столетий, то ученые будущего, ввиду таких противоречивых повествований о герое, быть может, подвергнут сомнению и самое его существование, подобно тому, как они сомневаются иногда в существовал нии Будды, и, пожалуй, будут видеть в этих сказаниях о герое какой-нибудь солнечный миф или же дальнейшее развитие легенды о Геркулесе. Но эти эти ученые, вероятно, легко примирятся с такими сомнениями, так как лучше нас посвященные в психологию толпы, они будут, конечно, знать, что история может увековечивать только мифы.
Учебно–воспитательный коллектив как среда функционирования целостного
педагогического процесса
Учебно–воспитательный коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности может успешно осуществляться только в коллективе и через коллектив, что является одн ...
Механизмы психологической защиты
Одна из важнейших функций «Я», по Фрейду, - осуществление психологической защиты. В тех случаях, когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с переживанием тревоги, вины и т.п. на помощь приходит бессознате ...
Развитие как метафора эпигенетического ландшафта.
Представить себе как происходит взаимодействие природных и средовых факторов поможет понятие “эпигенетического ландшафта” Ч.Уадингтона как метафора процесса развития.
На рис.1. представлена схема эпигенетического ландшафта. Темный шар о ...