Тренинг внимания и наблюдательности
Страница 2

Материалы » Профессионально-психологический тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел » Тренинг внимания и наблюдательности

Успех наблюдения в конечном счете предопределяет интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность этапов наблюдения и использует его результаты. По мнению проф. Ратинова А.Р., для организации эффективного наблюдения сотруднику органов внутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:

· до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;

· определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

· искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;

· расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого;

· следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

· не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

· подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

· ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

· сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;

· сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

· ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

· привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;

· помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения1.

Наблюдение как психический процесс и определенная форма профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел вырабатывает у него такую важную черту личности, как профессиональная наблюдательность - комплексное свойство личности, выражающееся в возможности подмечать профессионально-значимые, характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности оперативной обстановки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые могут иметь впоследствии значение для дела). Основа профессиональной наблюдательности сотрудника - устойчивый интерес к людям, их внутреннему миру, психологии, видение их под углом зрения профессиональных задач, своеобразная психологическая "повернутость" к ним.

Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблюдательности сотрудника?

Во-первых, установка на восприятие информации, имеющей значение для решения профессиональных задач сотрудника. Эта установка помогает преодолеть усталость, апатию, брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа).

Во-вторых, специфическое концентрирование внимания именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию, имеющую значение для решения тех задач, которые стоят перед сотрудником.

В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания, обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и допросах).

Важнейшее направление развития профессиональной наблюдательности - овладение сотрудником техникой профессионального наблюдения, которая включает в себя приемы и способы его осуществления, основанные на соответствующих психологических закономерностях.

Страницы: 1 2 3


Особенности изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строени ...

Ход исследования
В исследовании принимал участие молодой человек. Возраст – 20 лет. Было проанализировано 312 его фотографий, сделанных в период с июля 2004 года по сентябрь 2006 года. Для удобства использовались таблица №1 для «групповых» фотографий и т ...

Заключение.
Нами дан обзор основных проблем психологии восприятия музыки сквозь призму анализа психологических закономерностей одного из видов музыкальной деятельности – восприятия музыки. Спектр восприятия музыки широк по диапазону – от простого л ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru