Половая идентификация
Половая роль представляет собой набор предписаний и ожиданий, который предъявляет общество к индивиду в соответствии с его половой принадлежностью. Отношение индивида к собственной половой принадлежности и к атрибутам соответствующей роли выражается в его полоролевой позиции.
Общество строго регламентирует полоролевую позицию индивида в соответствии с его половой принадлежностью. В некоторых обществах и архаичных культурах действовали особые механизмы, регулирующие полоролевые позиции своих членов,- ритуалы выбора индивидом мужской или женской половой роли. Для осуществления такого выбора сородичами устраивался особый строгий экзамен на право выполнять роль мужчины (инициация). Этот ритуал требовал от мальчика силы, бесстрашия, самообладания. Продуктом половой дифференциации является психологический пол личности-основанная на самосознании и ценностных ориентациях полоролевая позиция личности, реализуемая ею в поведении и деятельности.
С момента определения так называемого паспортного пола новорожденного ребенка начинается процесс его половой социализации - формирование в соответствии с половой ролью устойчивых форм социального поведения. В пубертатный период процесс половой социализации достигает кульминации. У подростка с появлением вторичных половых признаков возникает специфический интерес к противоположному полу, и формируются его психосексуальные ориентации. Вместе с тем он нередко остро переживает степень своего соответствия или несоответствия принятой им половой роли.
В ранней юности половое развитие вступает в свою завершающую фазу, психосексуальные установки и ориентации приобретают относительную устойчивость и задают определенный «сценарий сексуального поведения» (И.С.Кон). Для многих это возраст первой влюбленности, период эротических фантазий и в ряде случаев начала половой жизни.
Именно в отрочестве человеку предстоит интенсивно осваивать мужские и женские роли. Современные подростки имеют возможность знакомиться с взаимоотношениями мужчин и женщин не только в жизни и искусстве, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с образом рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины мальчик может найти образы мужского поведения в демонстративном мачо, в холодном убийце, в безудержном и агрессивном задире. Такой же широкий диапазон женских ролей предстает перед девочкой.
Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности на становление новых, более взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь выходит из детства.
Помимо поведения, связанного с общением мужчин и женщин, подросток ориентируется на их профессиональные виды деятельности. В наше время почти каждая профессия может быть деятельностью мужчины и женщины, что ставит подростка в позицию ответственности перед индивидуальным выбором именно своего дела в жизни.
Взаимосвязь образного мышления у школьников
В наше время уделяется много внимания развитию у детей различных способностей. Так детям, проявившим математические способности, предлагают обучение в специализированных школах, где при обучении делается упор на точные науки. Подобного ро ...
Тест
«Смысложизненные ориентации». Инструкция
Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из двух цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, наскольк ...
Индивидуальное, общее и особенное в личности
Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы оди ...