Описание методикСтраница 1
Психологическая диагностика типа акцентуации характера осуществлялась с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого является А.Е.Личко.
ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение при разных типах акцентуации характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста:
§ оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, настроение, сексуальное влечение)
§ отношение к окружающим (родителям, друзьям, окружающим, незнакомым)
§ отношение к вещам (одежде, деньгам)
§ отношение к другим категориям (критике, опеке, правилам, законам)
Процедура обследования и обработка результатов подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).
В данном исследовании при обработке результатов использовалась шкала объективной оценки. Далее осуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма, предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучает установки, поведение, методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (13, с.5).
Основой служит опросник, созданный Шафером в 1965г. Он считал, что воспитательское воздействие родителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при помощи трех переменных:
1. Принятие – эмоциональное отвержение.
2. Психологический контроль – психологическая автономия.
3. Скрытый контроль – открытый контроль.
Испытуемым предлагалось оценить каждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:
2б – утверждение полностью передает воспитательные принципы отца (матери)
1б – высказывание частично подходит для отца (матери)
0б – утверждение не относится к отцу (матери)
Испытуемым предлагалось заполнить бланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланков сводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому из параметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:
· Позитивный интерес
· Директивность
· Враждебность
· Автономность
· Непоследовательность
Сырые баллы переводились в стандартизированные в соответствии с предложенными таблицами (см. 13, с.28-51). Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:
a. 1-2б – параметр слабо выражен
b. 3б – норма
c. 4-5б – отчетливо выражено измеряемое качество
Затем строились оценочные профили отношения как к матери, так и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемым в данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А.Е.Личко:
1.Директивность – доминирующая гиперпротекция.
2.Враждебность – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
3.Автономность – гипопротекция.
А также низкие баллы по шкале:
4.Позитивный интерес – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
Интерпретация шкал.
1) Шкала позитивного интереса.
А: Положительное отношение к дочери со стороны матери, которая проявляет заботу и внимание. С одной стороны, такие матери одобряют обращение за помощью дочерей в случае ссор или затруднений, а с другой стороны – ограничивают их самостоятельность.
Б: Внимание, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов от вседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.
2) Шкала директивности.
А: Жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Мнение дочери не учитывается. Такие матери считают, что они всегда правы и полагаются на строгость наказания.
Предмет, задачи и структура судебной психологии
Судебная психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая де ...
Возрастные психолого-педагогические особенности дошкольников в
межличностных отношениях
В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентн ...
Психологические методы и механизмы рекламы.
Любой тип рекламы в СМИ печатной, телевизионной или радиорекламы – использует разнообразные психологические приемы, чтобы задеть потребителя за живое. Так или иначе реклама пытается объединить представление о данном продукте с нашими глуб ...