РезультатыСтраница 1
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные.
1) С помощью патохарактерологического диагностического опросника удалось определить у 40 испытуемых типы акцентуации характера:
Гипертимный тип – 6 испытуемых
Циклоидно-лабильный тип – 2 испытуемых
Лабильный тип – 6 испытуемых
Психоастенический тип - 7 испытуемых
Эпилептоидный тип – 7 испытуемых
Истероидный тип – 9 испытуемых
Лабильно-неустойчивый тип - 1 испытуемый
Лабильно-истероидный тип - 1 испытуемый
Гипертимно-истероидный тип -1 испытуемый
Конформный, астеноневротический, сенситивный, шизоидный типы в данной выборке не выявлены.
2) С помощью методики «Подростки о родителях» практически у каждого испытуемого представлен оценочный профиль отношений и к матери и к отцу (за исключением четырех испытуемых, лишенных одного из родителей):
Шкала позитивного интереса: |
5б – 7 оценок |
4б – 14 оценок | |
3б – 16 оценок | |
2б – 27 оценок | |
1б – 9 оценок | |
Шкала директивности |
5б – 3 оценки |
4б – 10 оценок | |
3б – 21 оценка | |
2б – 32 оценки | |
1б – 8 оценок | |
Шкала враждебности. |
5б – 4 оценки |
4б – 12 оценок | |
3б – 28 оценок | |
2б – 21 оценка | |
1б – 10 оценок | |
Шкала автономности. |
5б – 5 оценок |
4б – 26 оценок | |
3б – 30 оценок | |
2б – 9 оценок | |
1б – 5 оценок | |
Шкала непоследовательности. |
5б – 4 оценки |
4б – 32 оценок | |
3б – 29 оценок | |
2б – 7 оценок | |
1б – 3 оценки |
Таким образом, у каждого испытуемого был определен тип акцентуации характера и построены оценочные профили отношений к родителям в виде двух графиков.
Далее выявлялась взаимосвязь типа акцентуации характера и особенностей семейного воспитания. Анализировались гипертимный, истероидный, психоастенический, эпилептоидный и лабильный типы. Смешанные и типы, которые не выявлены в данной выборке, анализу не подвергались.
Производился анализ оценочного профиля отношений к родителям по каждому типу. Поскольку все 5 шкал в методике «Подростки о родителях» оценивались по 5-бальной шкале, то определялось процентное соотношение 1, 2, 3, 4, 5 баллов по каждой шкале и определялся наиболее часто встречаемый балл. Анализировалось общее отношение подростков к обоим родителям, т.к. существенной разницы между отношением подростка к отцу и матери не обнаружено. По наиболее часто встречаемым баллам по каждой шкале строится общий оценочный профиль, характерный для каждого типа.
Таким образом, каждому типу акцентуации характера соответствует определенный оценочный профиль отношений к родителям.
Таблица 1.
Тип акцентуации характера |
Позитивный интерес |
Директивность |
Враждебность |
Автономность |
Непосле- дователь- ность |
Гипер- тимный тип |
5б – 18% |
5б – 0 |
5б – 0 |
5б – 9% |
5б – 9% |
4б – 18% |
4б – 9% |
4б – 0 |
4б – 55% |
4б – 27% | |
3б – 37% |
3б – 37% |
3б – 46% |
3б – 18% |
3б – 55% | |
2б – 18% |
2б – 54% |
2б – 27% |
2б – 9% |
2б – 9% | |
1б – 9% |
1б - 0 |
1б - 27% |
1б - 9% |
1б - 0 | |
Истероидный тип |
5б – 11% |
5б – 0 |
5б – 5% |
5б – 0 |
5б – 0 |
4б – 39% |
4б – 5% |
4б – 11% |
4б – 44% |
4б – 33% | |
3б – 22% |
3б – 40% |
3б – 33% |
3б – 44% |
3б – 44% | |
2б – 11% |
2б – 50% |
2б – 22% |
2б – 12% |
2б – 23% | |
1б – 17% |
1б - 5% |
1б –28% |
1б - 0 |
1б - 0 | |
Психоастенический тип |
5б – 0 |
5б – 0 |
5б – 0 |
5б – 16% |
5б – 8% |
4б – 0 |
4б – 23% |
4б – 23% |
4б – 23% |
4б – 38% | |
3б – 16% |
3б – 31% |
3б – 46% |
3б – 61% |
3б – 46% | |
2б – 69% |
2б – 31% |
2б – 31% |
2б – 0 |
2б – 8% | |
1б - 16% |
1б - 16% |
1б - 0 |
1б - 0 |
1б - 0 | |
Эпилеп- тоидный тип |
5б – 0 |
5б – 0 |
5б – 8% |
5б – 8% |
5б – 8% |
4б – 16% |
4б – 16% |
4б – 16% |
4б – 46% |
4б – 16% | |
3б – 16% |
3б – 23% |
3б – 38% |
3б – 31% |
3б – 46% | |
2б – 70% |
2б – 38% |
2б – 38% |
2б – 16% |
2б – 31% | |
1б - 0 |
1б – 23% |
1б - 0 |
1б - 0 |
1б - 0 | |
Лабильный тип |
5б – 0 |
5б – 0 |
5б – 18% |
5б – 0 |
5б – 9% |
4б – 27% |
4б – 18% |
4б – 9% |
4б – 27% |
4б – 91% | |
3б – 18% |
3б – 27% |
3б – 46% |
3б – 46% |
3б – 0 | |
2б – 37% |
2б – 46% |
2б – 27% |
2б – 27% |
2б – 0 | |
1б – 18% |
1б - 9% |
1б - 0 |
1б - 0 |
1б - 0 |
Психические состояния
Классификация психических состояний
.
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:
а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса
б) вида деятельности, в котором проявл ...
Роль общения в психологическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобрета ...
Стратегии снижения эффекта отрицательных и закрепления эффекта положительных
факторов. Стратегия № 1 Соблюдайте психологическую диету
Психологическая диета
1. Приятное начало и конец дня
Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все, что угодно. Важно, чтобы вечером, засыпая, вы знали, что утром вас ожидает нечто приятное, и весь день жили ...