Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных
центрахСтраница 2
Чаще всего олигофрения возникает вследствие разнообразных внешних факторов, неблагоприятно влияющих на внутриутробное развитие плода. Сюда относятся некоторые инфекционные заболевания матери во время беременности — тяжелые вирусные гриппы, заражение плода различными паразитами, которые имеются у матери, алкоголизм родителей, травматические поражения плода. Причиной олигофрении могут быть природовые травмы. Олигофрения иногда может возникнуть вследствие заболевания ребенка на самых ранних этапах его жизни. К этим заболеваниям относятся воспалительные заболевания мозга и его оболочки и травматические поражения центральной нервной системы.
Олигофрения имеет разные степени выраженности. Наиболее тяжелой степенью олигофрении является идиотия, при которой дети не обучаемы. Следующая, так же тяжелая форма олигофрении - имбецильность, при которой дети могут освоить некоторые самые несложные виды труда, и даже овладеть элементами грамоты. Третью группу олигофренов по степени умственного недоразвития составляют дети-дебилы, которые способны в более удлиненные сроки овладеть программой начальной школы и получить профессиональную подготовку по несложным видам труда в промышленности. У детей-дебилов не доразвиваются сложные произвольные формы движений. Они часто начинают позже ходить. В большинстве случаев имеет место задержка в развитии речи. В игре дети-дебилы не всегда могут действовать соответственно взятой на себя роли, так как недостаточно понимают игровую ситуацию в целом.
Для детей-дебилов характерна интеллектуальная недостаточность. Она выражается к неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Мышление ребенка-дебила имеет наглядно-образный, ситуационный характер и обладает рядом своеобразных черт. Так, рассматриваемый предмет, дебил замечает меньше характеризующих его признаков, бессистемно выделяет главным образом только наглядно воспринимаемые, резко очерченные его части и, как правило, не самые существенные.
У ребенка олигофрена отмечается резко обеденный и суженый круг знаний и представлений об окружающем, слабая ориентировка в пространстве, во времени, в обыденной жизни. Он часто не знает своего адреса, имен близких родных.
Отличительной чертой детей олигофренов является тупоподвижность, инертность психических процессов, они склонны к «застреваниям», к стереотипности в мышлении и действиях. У них снижено критическое отношение к себе и окружающим.
По особенностям своего поведения эти дети далеко не однородны: они возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированны; другие - более уравновешенны, спокойны и дисциплинированны, есть крайне вялые, заторможенные, медлительные.
Имеются также дети с временной задержкой психического развития. К этой категории относятся дети с психофизическим или только психическим инфантилизмом и дети, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познавательной деятельности - произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления. Задержки в развитии могут возникнуть из-за явлений токсикоза или нарушения питания матери во время беременности, из-за недоношенности. Эти дети позже начинают ходить и говорить. Физическая недостаточность у них характеризуется малым весом и ростом. Особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы. Инфантильность в поведении этих детей, то есть наличие у них черт, характерных для более младшего возраста.
Работа педагога
Большинство педагогов ежедневно сталкиваются с проявлениями агрессивного поведения подростков. При этом, некоторые не которые из них, отрицают существование данной проблемы в целом или в тех подростковых коллективах с которыми им приходит ...
Основные течения философско-психологической мысли средневековья
1. Схоластика как форма философствования. После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы:
1) ищущие различия двух сфер - разума и веры;
2) философствующие "вне веры и против веры";
3) ...
Интерпретация
субшкал Цели в жизни.
Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут п ...