Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных
центрахСтраница 3
Еще одна категория детей с астеническими состояниями. В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, обычно различают церебральную астению и соматическую астению. Характерной особенностью астенических и, тем более, цереброастенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания.
Дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счетом.
Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции жидкости в мозгу, либо возникает вследствие перенесенного сотрясения мозга, или воспалительного очага в мозгу. Это происходит потому, что при воспалительных мозговых процессах и при черепных травмах количество спинномозговой жидкости ожжет несколько увеличиться и тогда циркуляция ее нарушается. Церебральная астения нередко обусловливает неуспеваемостью детей.
Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носит название реактивных состояний. Реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений. Реактивные состояния могут проявляться в замыкании, в подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи, а при острых состояниях даже кала. При остро действующих травмирующих моментах у детей нередко наблюдается расстройства сознания типа сумеречных, то есть таких, когда ребенок совершает ряд действий, о которых в дальнейшем не помнит. У некоторых детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения в виде повышенной суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других, наоборот, появляется реакция торможения, когда дети как бы цепенеют, застывают. В младшем возрасте отмечается выпадение отельных функций, например, временная глухота. У подростков отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы.
Среди детей попадаются так называемые дети-психопаты. Причиной психопатии являются либо патологическая наследственность, либо неблагоприятные воздействия на ребенка внешних факторов во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах его жизни.
Психопатия характеризуется неравномерным развитием отдельных психических функций и систем. У детей-психопатов наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из своих близких при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей-психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение.
У детей-психопатов часто отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам. Характерным также является недоразвитие воли, наблюдается неустойчивое настроение. У них снижена работоспособность, они недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться, преодолевать трудности.
Исследование эмоциональной сферы отечественными и
зарубежными психологами. Теоретическая
интерпретация эмоций в зарубежной психологии.
Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологическо ...
Образы, слова и формулы
Изучая воображение толпы, мы видели, что на него очень легко действовать, в особенности образами. Такие образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно вызывать посредством умелого применения слов и формул. Искусно обработанные ...
Измерение интеллекта. Тесты по определению интеллекта
Одним из подходов к анализу индивидуальных различий стала разработка тестов интеллекта, которые теперь широко используются в разных странах. Результаты тестирования обычно представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития). ...