Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования
Страница 1

Материалы » Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре » Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования

В ходе проведения исследования изучена и проанализирована программа психологической диагностики детей с ДЦП дошкольного возраста, автором которой является И. И. Мамайчук.

Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у детей с ДЦП.

Данная цель решается посредством ряда задач:

1. Теоретическое рассмотрение таких явлений как социально- важные навыки.

2. Детальный разбор диагностики детей-инвалидов.

3. Попытка дать интерпретацию наблюдения.

Апробация методики проводилась на базе специальных коррекционных учреждений.

Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования исследуются особенности развития зрительного восприятия.

Формой проведения программы является метод наблюдения. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком.

Для проведения обследования сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, главное — способ их выполнения.

В реабилитационном центре воспитываются 20 детей с ДЦП.

Выборка формировалась из:

1. Истории болезни.

2. Возраста ребенка.

Из 20 воспитывающихся детей в реабилитационном центре, 10 - постоянно ходят в центр, 10 - приходят только на занятия.

Программа дается в игровой форме. На выполнение заданий может влиять нарушение зрения и нарушения моторики.

Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование: детский стол и стул, а ели ребенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.

Материал для обследования: доска Сегена, кубики Косса, набор объемных и плоских фигур для осязания, цветные карандаши, альбом для рисования.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, предлагается ему привлекательная игрушка, например, доска с цветными шарами. Во время свободной игры ребенка фиксируются следующие моменты:

1. Как проявляет ребенок интерес к игрушкам.

2. Как длительно ими занимается.

3. Правильно ли ребенок использует игрушку.

После наблюдения за ребенком ему предлагается следующие занятия: восприятие формы на доске Сегена, «почтовый ящик» для предметно-практической манипуляции с объемными формами, восприятие цвета предметов, исследования особенностей рисования, пирамида в цветовой гамме для исследования наглядно-действенных форм мышления.

С помощью занятия по классификации предметных картинок – проводим эксперимент, который на начальном этапе позволят выявлять особенности обобщения и абстрагирования, внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи, а в дальнейшем на следующих этапах эксперимента проводится коррекция и формирование интеллектуального развития и социально-важных навыков у детей. Для данного эксперимента готовим 2 комплекта предметных картинок (по 16 в каждом комплекте). В каждый комплект входят четыре группы картинок, относящихся к определенному классу (одежда, мебель, животные, овощи и т.д.). Перед ребенком кладем 6-7 предметных картинок и предлагаем ему положить вместе те, которые подходят друг к другу. На карточках этого набора изображены животные, одежда, мебель, овощи. Если ребенок успешно справляется с заданием, рекомендуется добавить еще 10-15 карточек, подходящих к этим группам. На начальной стадии эксперимента ребенок хаотично манипулирует с предметными картинками, не понимает инструкции. На следующих этапах, после 2-3 дополнительных инструкций, ребенок осознанно принимает рекомендации, самостоятельно раскладывает картинки в две группы, а в дальнейшем самостоятельно раскладывает картинки на 4 группы, но затрудняется в названии некоторых групп. На заключительной стадии эксперимента 15 детей самостоятельно раскладывают картинки на 4 группы и правильно называют их.

Результаты до и после проводимого исследования

Гистограмма 1.

Сравнение навыков здорового ребенка до и после реабилитации

Гистограмма 2

Анализ гистограммы

Гистограмма I состоит из двух этапов:

I этап. Результаты до проводимого исследования.

II этап. Результаты после психологического исследования.

В гистограмме выделены такие социально-важные навыки как:

Страницы: 1 2 3 4


Темперамент и характер
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данно ...

Психология масс. Предисловие
Мы посвятили свою предшествующую работу описанию души рас; теперь же займемся изучением души толпы. Общие черты, обусловливаемые наследственностью у всех индивидов одной и той же расы, составляют душу этой расы. Но когда известное число ...

Роль жизненного опыта в восприятии музыки.
Влияние опыта на восприятие можно назвать одной из наиболее общих закономерностей психологии. С его исключительно разнообразными проявлениями человек сталкивается в жизни на каждом шагу. Зависимость восприятия от самых разных причин – от ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru