История развития психологических знаний.Страница 1
Психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет назад в качестве составной части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н.э.) в трактате «О душе». Аристотель первым провозгласил функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Учение Аристотеля противостояло идеалистической трактовке психики Платоном (427–347 гг. до н.э.), который рассматривал душу как вместилище вечных идей. На Востоке проблема души получила преимущественно этическое толкование как учение о достижении личностного самоусовершенствования.
Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на рубеже IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. В XIII веке возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского, которое наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах допускало существование науки, здравого смысла. В это же период в европейской науке зарождается движение рационализма. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока – Ибн-Сина (Авиценна), Ибн–Рашид (Аверро–Эс). Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела.
В эпоху Возрождения делаются первые открытия в области психофизиологии (Леонарда да Винчи). Резко возрастает интерес к человеку. Растёт потребность в точном знании.
В XVII веке происходят глубинные преобразования в мировоззрении человечества, получившие название научной революции. Выдающийся мыслитель нового времени Фрэнсис Бэкон (1561–1626) обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. Формируются принципы научного исследования, которые переносятся и на изучение человека. Мощный удар по религиозно–мистическому пониманию души нанёс выдающийся французский учёный, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596–1650). В своих исследованиях о природе человека Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам (толчкам) и соответствующей материальной конструкции человека.
В XVIII веке психология развивалась под влиянием новых мировоззренческих представлений. В качестве универсальной объяснительной категории в психологии окончательно утвердилось понятие ассоциации (Дейвид Гартли). Возникает концепция историзма – жизнь людей соотносится с жизнью общества, а жизнедеятельность общества осознаётся как закономерный исторический процесс. Иммануил Кант (1724–1804) подразделил все психические явления на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) создаётся первое целостное учение об эволюции органического мира. Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749–1820) впервые дал классическое научное определение рефлекса, психика стала пониматься как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия.
На основе концептуальных обобщений Й. Прохазки в начале XIX века физиологи направили свои основные усилия на изучение «рефлекторной дуги» (Ч. Белл, Ф. Мажанди, Эрнст Генрих Вебер, Пьер Бугер, Густав Теодор Фехнер и др.). Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832–1920). С Вундта начинается родословная психологии как самостоятельной науки. К концу XIX века экспериментальная психология стала интенсивно развиваться во многих странах мира, формируются национальные психологические школы. Возникают разнообразные психологические учения: психоанализ (Зигмундт Фрейд), гештальтпсихология (Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка), бихевиоризм (Джон Бродес Уотсон, Эдуард Торндайк) и др.
В 30–60-х гг. ХХ века в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа (Карл Густав Юнг, льфред Адлер, Эрих Фромм и др.) и необихевиоризм (Эдуард Чейс Толмен, Кларк Леонард Халл и др.). Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии) стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980), основатель генетической психологической школы. Пиаже создал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию – психосоциальную теорию развития познания. В России в 20–х годах формируется деятельностная концепция отечественной психологии, значительное развитие получает возрастная, детская и педагогическая психология (Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев и др.).
В продолжение длительного времени психология имела лишь две сферы практического приложения – педагогику и медицину. В начале ХХ века технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственно–экономической деятельности, торговли, рекламного дела, проблему рационализации труда промышленных рабочих. Начиная с 30–х годов ХХ века в американской психологии развивается теория интеракционизма, основная идея которой провозглашало инструментальную природу сознания. Активно развиваются структурные и динамические теории личности (Г. Олпорт, К . Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк и др.). В ХХ веке в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально – математических методов. В России концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С.Л. Рубинштейном (1889–1960).
Основные приемы самоподдержки
Для разработки специальных педагогических технологий, направленных на смыслообразование и смыслоактуализацию студентов в процессе обучения, особый интерес вызывает разработка Д.А. Леонтьевым механизмов смыслотехнического воздействия. Он и ...
Подростковые проблемы и культура.
Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека.
Маргарет Мид и этнография детства
Имя ...
Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы
Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так всег ...