Методология и методы педагогических исследований.
Комплекс методов педагогического исследования состоит из трёх блоков и соответствующих им методик:
Первый блок – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности - с другой. Данные методы адаптированы к исследуемому возрасту и направлены на изучение важнейших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.
Второй блок – это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий.
Третий блок – это методы, посредством которых исследуются все межличностные отношения в различных группах, а также взаимоотношения между людьми в обществе. Это адаптированные наблюдения, опрос, интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.
В педагогике различают основные и вспомогательные методы. К основным относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным — все остальные методы, такие, как метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, методы опроса (беседа, анкетирование, интервью), метод самонаблюдения, метод тестов и т.д.
Наблюдение – научный метод исследования. Суть метода заключается в переходе от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности наблюдения – самонаблюдение, непосредственно либо отсроченное.
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент подразделяют на научный – он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводиться эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать, и естественный, который протекает в обычных условиях труда, учёбы и т.п. и человек не знает, что над ним экспериментируют.
Политические и социальные учреждения
Еще довольно распространена та идея, что учреждения могут служить к исправлению недостатков общества, что прогресс народов является последствием усовершенствования учреждений и правительств, и социальные перемены можно производить с помощ ...
Этапы развития психологии
Психология, ее категориальный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Изменялся и предмет психологии, методы следования психики.
Первый этап – донаучный – примерно до VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных ис ...
«Мобильный» и «ригидный» собеседник
Рассмотрим теперь манеру общения при мобильном и при ригидном характере.
Мобильный собеседник с легкостью переключается на общение от других своих занятий. Он несколько поверхностно, но весьма живо отображает вас, партнера, в своем созна ...