Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Страница 5

Материалы » Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Форма, уровни и механизмы психического отражения не являются самостоятельно функционирующими феноменами. Механизмы отвечают на вопрос, который, если говорить несколько упрощенно, можно сформулировать так: каким образом объективно, независимо от человека существующее явление (факт, событие, вещь т.д.) становится объектом внимания и затем оказывается представленным в психике? Как внешнее, объективное преобразуется во внутреннее, субъективное, презентованное человеку?

Форма отражения в свою очередь отвечает на вопрос: «во что» преобразуется объективное, внешнее, в каком виде оно представлено в психике? Уровень, если продолжать образное сравнение, отвечает на вопрос: «держит ли» мозг созданные механизмом отражения переживание, знание, действие «под рукой», на уровне сознания, либо «откладывает подальше»? Как видим, формы, уровни и механизмы – это органически взаимосвязанные характеристики психического отражения, описывающие разные аспекты единого явления.

Рассмотренные выше характеристики являются формально-психологическими в том смысле, что они отвлекаются от содержания

психического отражения. Люди существенно отличаются друг от друга по каким-то параметрам форм, уровней и механизмов психического отражения. Но главные различия создаются тем, что усвоил человек из окружающего мира. Именно это делает человека личностью.

Понятие «содержание психического отражения» находится в сложных соотношениях с описанными выше формально-психологическими характеристиками. Например, применительно к формам психического отражения – переживанию, знанию и действиям – «содержание» отвечает на вопрос: что именно переживает (что знает, что делает) человек с точки зрения социальных норм, принятых в обществе. Любовь и ненависть – это переживания. Они могут изучаться по своим количественным параметрам (скажем, по силе, интенсивности и т.д.). Но без учета объекта любви и ненависти такое изучение будет формальным. Учет содержания переживания делает познание эмоций и чувств объекта адекватным феномену, на который оно направлено. Знания тоже можно изучать по глубине, точности, гибкости, широте, прочности и т.д. Однако только обращение к содержанию знаний (качественной характеристике усвоенной человеком информации) дает о них достоверное представление. Это относится и к действиям.

Без учета содержания нельзя правильно оценить и уровень отражения. Так, осознаваемость или неосознаваемость сами по себе еще не дают полного представления о поступке человека. И подвиг, и преступление люди могут совершать как сознательно, так и не прибегая к осознанному предварительному анализу своих действий. Это относится и к механизмам психического отражения. Они могут изучаться формально, чтобы ответить на вопрос: как внешнее становится внутренним, «пересаживается» в мозг? Но без учета социального содержания информации, «перерабатываемой» механизмами, подлинное познание человека невозможно.

К числу наиболее фундаментальных характеристик содержания психического отражения относятся потребности человека. Они первоначально заданы как нужда организма в чем-либо (например, в пише) и в этом виде выступают как биологический источник активности новорожденного. Человек не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих многочисленных потребностей. Актуализированная (в той или иной степени осознаваемая) на данном отрезке времени потребность (или потребности) приводит в движение все формы, уровни и механизмы психического отражения, как бы включает их и направляет на поиск объекта, ее удовлетворяющего. В результате такого поиска в психике формируется идеальная модель действий, реализация которых приводит к удовлетворению потребности. Далее эта идеальная модель реализуется реально. Затем актуализируется другая потребность и т.д. Такова в самых общих чертах схема удовлетворения потребностей человека.

Активность человека приводит не только к удовлетворению потребностей, но и обогащает их социальным содержанием, развивает, превращает человека в личность. Чем полнее человек усваивает совокупность всех общественных отношений, тем дальше биологическое начало потребностей отступает на задний план.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Цель исследования
разработка программы консультирования о выходе, учитывая индивидуальные психологические особенности личности молодых людей, вовлеченных в нетрадиционный религиозный культ. ...

Динамики любви
Если однажды, роком или ненароком, человек влюбляется по самые уши, то очень часто начинает преследовать стойкое убеждение, будто любимый человек совершенно не слышит. Так как динамика любовных отношений у мужчин и женщин несколько разни ...

Методология и методы педагогических исследований.
Комплекс методов педагогического исследования состоит из трёх блоков и соответствующих им методик: Первый блок – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности - с другой. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru