Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности
Страница 1

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности

Личность - это индивид, занимающий определенное место в общности людей, выполняющий в ней определенную роль, являющийся субъектом активной деятельности, носителем сознания и самосознания, обладающий мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысления себя как субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, этических и эстетических норм познания и их реализации в окружающем мире. Это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, обладающий динамичным соотношением ориентаций, потребностно-мотивационными установками и их морально - волевыми проявлениями.

До уровня личности индивид поднимается лишь тогда, когда он овладевает способностью управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями. Человека делают личностью прежде всего его ум, сила воли, наблюдательность, мотивы поведения, социальное положение, характер и мировоззрение.

В целом личность является интегральным понятием, характеризующим человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющим в нём общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально - неповторимые свойства. Каждый индивид формируется как личность только в общении с другими людьми в различных видах деятельности, в овладении им общественных форм сознания и поведения, которые приобретаются в процессе обучения, воспитания и взаимодействия.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему её воспитания через специально задаваемую деятельность.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности.

К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе социализации, относятся:

ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

честность и совестливость;

готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;

критичность и убежденность;

наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов;

доброта и строгость;

инициативность и дисциплинированность;

Страницы: 1 2


Становление этнической психологии в России
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познавательного интереса этническое самосознание русского народа стало выступать в эпоху русского Просвещения. Воспитание ...

Конфликтные личности11.
Несомненно, существуют «трудные» люди, тесть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вр ...

Основные типы рекламы.
Принято выделять восемь типов рекламы: 1. Реклама торговой марки – преобладающий тип визуальной и визуально-текстовой рекламы. Такая реклама предназначена прежде всего для достижения более высокой степени узнавания потребителем конкретны ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru