Тренинг памяти
Страница 3

Материалы » Профессионально-психологический тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел » Тренинг памяти

5. Использование аналогий, сходства. Новая информация всегда легче запоминается, если она сопоставляется с уже известной информацией. Нужно найти, на что похож объект. Так, запоминая приметы разыскиваемого лица полезно спросить себя: "На кого он похож?". Запоминая приметы угнанного автомобиля полезно отметить, что он похож, например, на автомобиль вашего соседа и т.д.

6. Образное представление. Словесную информацию гораздо легче запомнить, если подключить к этому воображение. Приметы похищенных вещей или разыскиваемого преступника гораздо легче запомнить, если попытаться наглядно их представить, воссоздать в своем воображении.

7. Мысленное проговаривание. Фотография разыскиваемого лица прочнее и точнее запечатлеется в памяти, если при запоминании сотрудник мысленно, во внутренней речи "проговорит", отметит отдельные черты лица. Например, нос прямой, тонкий; глаза - широко расставлены, взгляд - тяжелый, угрюмое выражение лица и т.д.

8. Моделирование. Этот прием особенно хорош, если материал не упорядочен и содержит много разнообразных сведений. С помощью логических связей разрозненные факты соединяются в единую систему. Она и послужит моделью для запоминания. Например, следователю приходится запоминать обстановку места происшествия, показания очевидцев и т.д. Если с помощью выдвижения следственной версии реконструировать прошедшее событие, смоделировать его, то это, кроме всего прочего, позволит лучше запомнить нужную информацию.

Профессионально значимая информация лучше сохранится в памяти, если сотрудник использует следующие приемы:

1. Активизация памяти через прогнозирование последствий. Представляем, что будет, если мы не сохраним в памяти нужную информацию (или, наоборот, если сохраним). В первом случае следует намеренно сгустить краски, во втором - все рисуем в розовых тонах. Напуганные или обнадеженные, мы вернее сохраним в памяти то, что нам нужно. При этом надо выяснить, какой именно итог - мрачный или радостный, производит на вас наибольшее впечатление.

2. Повторение. Следует знать, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определенными интервалами через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

3. Систематизация. Увязывание ранее запомненной информации с вновь запоминаемой позволяет более надежно сохранить их в памяти. Нужно найти в своей памяти "крючок", на который можно "повесить" свежую информацию, чтобы она стала звеном в цепи уже имеющихся знаний. Иначе говоря, надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися по смыслу, созвучию, внешнему виду и т.д.

4. Запоминание через забывание. Наша память обладает одним странным свойством: желая забыть что-то, мы концентрируем на этом свое внимание и в результате этого запоминаем. Можно поставить небольшой эксперимент. Постарайтесь мысленно представить образ белой обезьяны . Представили? А теперь попробуйте выбросить это из головы. Чем больше вы будете стараться не думать об этом, тем сильнее этот образ будет вас преследовать.

Преодолению трудностей по воспроизведению, извлечению из памяти профессионально значимой информации помогает применение следующих приемов:

1. Физическое воспроизведение обстановки. Нужно оказаться "на том же самом месте", расставить, например в нужном порядке предметы обстановки. Опора на зрительные впечатления позволит легче вспомнить то, что необходимо. Иногда бывает достаточно развернуть в нужную сторону свое кресло, чтобы помочь себе вспомнить нужную информацию.

2. Мысленное воспроизведение обстановки. Не всегда можно физически оказаться в той же обстановке, физически воспроизвести ее, но всегда можно мысленно представить, восстановить по отдельным частям в памяти всю ситуацию, а с помощью этого вспомнить и необходимую информацию.

3. Перебор ситуаций. Положим, вы встретили человека, лицо которого показалось знакомым. Кто он? Не помните . Тогда представьте, где бы вы могли его видеть: в отделе, во дворе вашего дама, в транспорте и т.д. При переборе различных ситуаций могут всплыть и сведения об интересующем вас лице.

4. Мысленное воспроизведение последовательности событий (перебор цепи). Восстановление в памяти всей последовательности событий помогает восстановить утерянное звено в цепочке. Последовательно перебирайте звенья воображаемой цепи, в которой должно храниться искомое. Обнаружив в цепи пропуск, перескочите его, пройдите вперед, а затем возвращайтесь назад. Если звено не восстановится, не напрягайте слишком долго память - это вряд ли поможет. Попробуйте переключится на прием расслабления.

Страницы: 1 2 3 4


Нервность детей – информация о психосоматических заболеваниях. Предневроз начальная стадия формирования невроза
Предневроз характеризуется эгоцентричностью. Страдающий предневрозом ребёнок чрезмерно требователен и эгоистичен. Но исключительно в пределах дома и перед своими родными. А перед чужими людьми, в том числе и сверстниками, он испытывает ст ...

Периодизации когнитивного развития. Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления ( ...

Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. К.Д. Ушинский, например, подчеркивая воспитательное содержание игры, писал: «У одной девочк ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru