Основные психологические направления исследования
агрессивностиСтраница 7
Наказание может помешать научению таким формам поведения, которые в какое-то время запрещаются под страхом наказания, но разрешаются в более поздние периоды жизни.
Таким образом, сочетание наказания и подкрепления может облегчить научение некоторым формам поведения.
Генерализация и дискриминация.
В первые годы жизни формы поведения генерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенка играет все возрастающая способность различать те или иные нормы поведения.
Научение различению достигается при одновременном действии подкрепления и наказания. Этот процесс значительно облегчается при применении вербальных сигналов. Ребенок, научившись соответствующим реакциям на вербальные сигналы, может выгодно использовать опыт других, не проходя длительного научения методом проб и ошибок.
Социализация начинается задолго до того, как ребенок овладеет речью. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынуждены прибегать к ограничительным мерам или наказания, чтобы ребенок не причинил себе вреда.
Можно считать, что с этой доречевой стадии легко могут возникнуть конфликтная ситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. По причинам, которые ребенок не может понять, его в одном случае наказывают, а в другой – поощряют. В любой новой ситуации возникнут конкурирующие реакции. Одна из которых будет заставлять ребенка приближаться к цели, а вторая – избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызвать в будущем много проблем.
Условия для развития агрессии.
Для того чтобы процесс социализации был эффективен, необходимо соблюдение минимальных условий. Первое условие состоит в развитии мотивации зависимости, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Это вторичное подкрепление может обуславливать приспособление ребенка к требованиям и запретам, как со стороны родителей, так и со стороны общества.
Установление зависимости хотя и является необходимым условием социализации, но не является достаточным. Необходимо так же «давление» социализации в форме требований и ограничений.
Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивных формах поведения. Представляется, что существенным условием развития асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба родителя постоянно наказывают ребенка, его социализация может совсем не осуществиться.
Другим условием, которое может быть причиной неудачи с социализацией, а также вызвать враждебность и чувство обиды, является несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей.
В своей работе Бандура рассматривал агрессию в ряде параметров:
Зависимость. Фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны родителей приводит к чувству агрессивности. Это разрушение зависимости имеет значение для процесса социализации. Если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него немного будет возможностей подражать им и воспринимать формы поведения.
Тревожность при зависимости как реакция на неприятие и наказание.
Подросток с асоциальной агрессией не способен формировать и поддерживать эмоциональные отношения со сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию.
Основная часть. Психофизиология восприятия звука.
Ухо человека имеет поразительно сложное устройство. На первый взгляд кажется, что это по существу лишь трубка, связывающая внешний мир с маленькой внутренней мембраной – барабанной перепонкой. Колебания воздуха заставляют барабанную пере ...
Природа интеллекта
Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развит ...
Темпераменты чувства
А. Сангвинический темперамент человека веселого нрава
Способ чувствования сангвиника можно узнать по следующим проявлениям. Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение. А через минуту уже ...