Практическое исследование агрессивности в старшем
подростковом возрасте. Методика исследованияСтраница 1
Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.
В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.
Был проведен эксперимент по выявлению агрессивности у подростков 8, 9 и 10 классов (на одной и той же выборке). Основная методика, которая использовалась в данном эксперименте – Тест руки. Тест создан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях, 10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке. Самая детальная информация сертификация пожарных конструкций у нас на сайте.
Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально с каждым учащимся. Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука? Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.
Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно.
Для статистической обработки использовался критерий Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены по 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.
Обработка и интерпретация результатов. Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по 11 категориям:
- Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект.
- Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо.
- Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука является жертвой чьей-либо агрессии.
- Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение, благожелательность.
- Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.
- Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.
- Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.
- Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.
- Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.
- Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или пассивно подчиняется силе тяжести.
Основные используемые категории - страх, эмоциональность, коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность агрессии. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания сумы ответов по этим категориям их суммы ответов по категориям агрессия и директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).
Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность и Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке вероятности поведения считается неоднозначной. Согласно данным методики результат выше +1 считается показателем уровня агрессивности.
Примеры интерпретации ответов испытуемых в таблице 1
Таблица 1 – Интерпретация ответов испытуемых
№ карточки |
Ответ испытуемого |
Интерпретация |
Хочет ущипнуть |
Агрессивность | |
Привет |
Коммуникат | |
Защищается от удара |
Страх | |
Учитель выгоняет |
Директивность | |
Всо окей |
Коммуникативность |
Факторные модели интеллекта
Предложенные классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей степени теоретическими. Если же придерживаться направления, «что любые психологические конструкты, описывающие психологическое свойство, процесс, состояние, ...
Манипуляции и защиты от них
Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его реально существующими желаниями. Манипуляция как психологическое воздействие ...
Межличностное общение
Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовоспри ...