Тест
«Смысложизненные ориентации». ИнструкцияСтраница 2
Несмотря на малый объем опросника (20 пунктов), при факторном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпретируются, включают с весом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (< р <0,01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторизации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (пришлым). Как явствует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Это лишний раз подтверждает правоту В. Франкла, который отмечал, что смысл всегда может быть найден, и закладывает основу для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни. Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ «Я»).
На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентаций, включающий наряду с общим показателем осмысленности жизни также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. В таблице приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю ОЖ и всем пяти субшкалам (отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет).
Средние значения субшкал и общего показателя ОЖ (N-200 чел.)
№ |
Шкала |
Мужчина |
Женщина |
Средние значения |
Средние значения | ||
1 2 3 4 5 6 |
Цели Процесс Результат Локус контроль «Я» Локус контроль «жизнь» Общий показатель ОЖ |
27 – 39 28 – 36 21 – 30 17 – 25 24 – 36 88 – 118 |
23 – 36 23 – 35 18 – 28 14 – 23 23 – 35 79 – 112 |
Обработка результатов. Ключ к опроснику. Для подсчета баллов следует перевести помеченные обследуемым позиции на симметричной шкале (3 2 1 0 1 2 3) в оценке по восходящей (1 2 3 4 5 6 7) или нисходящей (7 6 54 3 2 1) на асимметричной шкале. Восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводят следующие пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16., 17. Нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 —следующие пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Ключ к тесту.
Субшкала 1 (цели жизни) — по восходящей 3, 4, 16,17.
Субшкала 2 (процесс) — по восходящей 1, 9; по нисходящей 2, 5.
Субшкала 3 (результат) — по восходящей 8, 11; по нисходящей 7, 10.
Субшкала 4 (локус контроля - «Я») — по низходящей 6, 13, 14, 20.
Субшкала 5 (локус контроля - жизни) — по восходящей 12; по нисходящей 15, 18, 19.
Общий показатель осмысленности жизни — сумма по 20 пунктам
Язык и логическое мышление
Идея создать абсолютно логичный язык давно существовала в философии, достаточно вспомнить Лейбница и Витгенштейна. Были и попытки разработать такой язык (например, проекты языков Ро и Сольресоль), но все они заканчивались провалом - говор ...
Психологические новообразования студенческого возраста.
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролям ...
Определение личностных смыслов личности
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Б ...