Социальные представления в сфере семейно-брачных отношенийСтраница 1
РОССИЯ И АМЕРИКА. Общеизвестно, что нормы морали и нравственности находят свое отражение в коллективных и индивидуальных представлениях по различным аспектам социальной жизни. Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Несмотря на то, что "представление о ситуации и поведение в реальной жизни - не всегда совпадающие величины" (С. Московичи, 1996), изучение современных социальных представлений в сфере семейно-брачных отношений является необходимым условием прогнозирования типов брачного поведения.
Необходимость сравнения социальных представлений в сфере семейно-брачных отношений российской молодежи и молодежи других развитых стран особенно важно в контексте изучения глобальных тенденций развития института семьи с учетом российской специфики на ближайшие 20 - 30 лет, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений.
Целью предпринятого Российским социологическим центром исследования было выявление и сравнение особенностей социальных представлений студенческой молодежи России и Америки в сфере семейно-брачных отношений. Предполагалось наличие особенностей семейно-брачных представлений студенческой молодежи в двух разных культурных средах: в России и Америке.
Методологической основой данной работы является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, его концепция психологического возраста и социальной ситуации развития; идеи отечественных и зарубежных психологов по проблемам семьи и личности подростков и юношей (Берн Э., Вульф В., Кондратьев М. Ю., Ананьев Б. Г., Петровский А. В., Фельдштейн Д. И. и др.), а также принципы анализа социальных представлений, разрабатываемые в зарубежной и отечественной науке (Московичи С., Жоделе Д., Фарр Р., Форгас Дж., Донцов А. И., Емельянова Т. П. и др.).
В исследовании были использованы следующие методы:
- анкетный опрос (посредством разработанной и апробированной нами анкеты, содержащей 37 вопросов, были получены данные относительно представлений студенческой молодежи России и Америки в сфере семейно-брачных отношений);
- тестовый метод - проективная методика "Автобиография" (Я - через 10 лет), содержательную основу которой составили суждения респондентов, выражающих ту или иную позицию по проблемам семьи и брака для себя в будущем.
Сообразно цели и задачам исследования, в марте-апреле 2004 года, было проведено социально-психологическое исследование, охватившее интересующую категорию молодежи двух стран: России и Америки. В исследовании приняли участие 160 человек: 80 человек - российские студенты, 80 человек - американские студенты, обучающиеся в университетах гг. Кемерово и Вермонта, примерно одинаковых по численности и значимости среди других университетов России и США (российская и американская глубинки). Средний возраст представителей американской и российской групп составил 19,9 и 18,9 лет соответственно.
С целью выявления особенностей социальных представлений был проведен сравнительный анализ средних групповых значений в процентном соотношении. Сопоставимость полученных данных обеспечивалась прежде всего идентичностью выборок, методик сбора данных и методов их обработки. Выборки были выровнены по полу (по 50 % юношей и девушек), возрасту, образованию. Избежать ошибок в переводе и учесть особенности содержания тех или иных терминов удалось благодаря помощи 2 профессоров - преподавателей этого университета, занимающихся вопросами семьи и брака (один из которых является куратором этого проекта - Ellen Shoup).
Данные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее число респондентов в обеих группах в будущем видят себя родителями (российская выборка - 90 %, американская - 95 %). Основная часть российской выборки считают идеальным иметь в своей семье двоих детей (65 %). 20 % юношей планируют иметь троих детей, в то время как никто из девушек не выбрал этого варианта. Одного ребенка хотели бы иметь 12,5 % всех студентов-россиян.
Психоанализ и теория бессознательного
Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ.
Так назвал свое учениеавстрийский врач Зигмунд Фрейд
(1856—1939).
На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами и психическими расстройствами людей.
О ...
Введение.
Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми ...
Локус контроля - «Я» («Я» — хозяин жизни).
Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы ...