Социальные представления в сфере семейно-брачных отношенийСтраница 5
Отмечен небольшой разрыв между мнениями в группе юношей и группе девушек по вопросу семейных обязанностей женщины. Если большая часть юношей в России (62,5 %) и почти половина в Америке (42,5 %) считают, что основные обязанности женщины должны быть связаны с домашним очагом, а мужчины - с работой, то лишь треть девушек в России (32,5 %) и пятая часть (20%) американок придерживаются подобного мнения. Однако вне зависимости от пола половина российских респондентов полагают, что трудовая занятость женщины оказывает негативное влияние на семью, и лишь шестая часть американцев с этим согласны. Расставляя приоритеты в соотношении "семья-работа" половина и россиянок, и американок считают, что на сегодняшний день для женщины важнее семья.
Таким образом, в целом можно сказать, что перспективы посвятить свою жизнь семье, быть домохозяйкой рассматриваются как возможные для жизненного сценария представительницами обеих стран.
В области внутрисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих порядков. В то же время "идеальная" семья, предпочтительная среди юношей российской и в некоторой степени американской студенческой молодежи, в значительной степени носит черты патриархальности. А именно: в вопросах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание детей и за ведение хозяйства, формального закрепления позиции главы дома за мужчиной. Таким образом, можно сказать, что несмотря на то, что представления российской и американской студенческой молодежи по многим аспектам семейных взаимоотношений соответствуют эгалитарной модели отношений, как минимум третья часть российских юношей отдают предпочтение традиционной модели, при которой муж является основным добытчиком, главой семьи и от него зависит решение вопросов, касающихся всех сторон существования семьи, в том числе как распоряжаться деньгами.
Привлекательная на уровне установок в российской группе модель семьи в значительной степени соответствует наиболее распространенным образцам реальной российской семьи, что подчеркивает преемственность в формировании брачных установок. Вызывают беспокойство расхождения в данной сфере в представлениях девушек и юношей в России, мнения американцев отличаются большей согласованностью.
Как россияне, так американцы в числе главных жизненных целей отмечают намерение создать счастливую и прочную семью, получить престижную работу, хорошее образование. 89% российских респондентов и 77% американских планируют создать счастливую семью. Семья остается одной из важнейших жизненных целей, обязательной частью жизненной стратегии студенческой молодежи. Это положение подтверждается и данными, полученными в ходе исследования посредством проективной методики "Автобиография" (Я через 10 лет). В большей степени на создание семьи ориентированы девушки как в Америке, так и в России.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что существуют расхождения у современной российской и американской студенческой молодежи по добрачному поведению, требованиям к социальному статусу, образованию партнера, репродуктивным установкам, моделям построения взаимоотношений в семье. Тем не менее ценности семьи, зарегистрированного брака остаются привлекательными для молодежи обеих стран.
Зафиксированные сходства и различия в представлениях студенческой молодежи относительно семейно-брачных отношений отражают более глубинные сходства и различия двух культур.
УКРАИНА. Современная украинская семья и ее функции характеризуются противоречивыми тенденциями, которые влияют на изменения и развитие отношений в обществе в целом. Какая же она сегодня - «ячейка» украинского общества? Как живет, какие проблемы решает, как изменились взаимоотношения в семье и современный взгляд общества на семью?
Психическое развитие
младшего школьника
Как же развивается личность школьника в процессе обучения? В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным ...
Типы нервной деятельности как задатки
Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.
Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или ...
Динамика личности
Динамика личности - общий термин, используемый для обозначения изучения сложных, интерактивных, динамических аспектов мотивации, эмоций и поведения. [13]
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической ...