Социальные представления в сфере семейно-брачных отношенийСтраница 8
В одном из семейных журналов мне попались на глаза определения десятиклассниц, данные таким вечным ценностям как «гармония», «любовь», «счастье», «мать», «отец», «дитя», «мужчина», «женщина». Очевидно, что половина из этих девочек имеют глубокие душевные травмы, полученные в результате воспитания в неблагополучных семьях. Иначе чем можно объяснить их высказывания по поводу мужчин, как то: «животное, которому необходима только физическая близость»; «несовершенное существо, способное жить только рядом с женщиной», «большой упрямый ребенок, не желающий изменяться»; «человек, психологию, которого невозможно понять».
И все же, несмотря на то, что общество и отношения между людьми стали жестче, а подход к семье более прагматичным (не уверен в своем финансовом будущем, значит, не уверен в семейном счастье), больше стали цениться чувства. Прибежище и надежный тыл большинство по-прежнему находит именно в семье.
Социологическое исследование «Молодая семья Украины 90-х (1994-2015 годы)», которое проводит Украинский институт социальных исследований, свидетельствует, что на шкале общечеловеческих ценностей у большинства молодых семей на первом месте стоит «хорошая семья» (89,8% респондентов). Создавая семью, молодые люди называют такие ценности, как здоровье, дети, любовь, материальное обеспечение, сексуальная гармония, уверенность в себе. Упомянутые ценности тесно связаны с выполнением семейных функций.
Что касается представлений о своем семейном статусе, то на первое место супруги ставят функцию рождения и воспитания детей (90,3%), на второе - удовлетворение потребностей в любви, личном счастье, чувстве защищенности (74,2%). При этом следует обратить внимание на то, что когда супруги выбирали из перечисленных в анкете трех семейных ценностей (любовь, дети, быт), то преобладающее большинство из них выбрали любовь 74,7%, а рождение и воспитание детей считают самой важной семейной ценностью лишь 15,5%.
Итак, из приведенных данных можно предположить, что в современном браке доминирующей ценностной ориентацией является любовь и связанное с ним личное счастье, эмоциональный комфорт в семье. Здесь, казалось бы, есть противоречия между представлениями о важнейших функциях семьи, где на первом месте - рождение и воспитание детей, и оценкой значения семьи для каждого из членов семьи как личности, когда главным они считают любовь. Это можно объяснить тем, что в первом случае проявился определенный социально-психологический стереотип, согласно которому дети занимают главное место в жизнедеятельности семьи. Во втором же случае — реальные установки молодых людей, которые стремятся найти свое место в жизни. Тем не менее, 64% опрошенных считают идеальной семьей ту, которая имеет двоих детей.
Новый статус приобретает сегодня традиционная проблема отношений с родителями. Проблема осталась той же, но взгляд стал другим. Раньше о праве ребенка на собственное мнение не говорилось, отношение к детям в семье носило авторитарный характер. Сегодня родители пытаются разобраться в причинах конфликтов, обращаются за помощью к специалистам, соответствующей литературе. Родители моложе, более информированны, поток психологической информации из разных источников они, возможно, еще не готовы прорабатывать сами, но понимают, что этими проблемами нужно заниматься.
Специалист и трудовой коллектив
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
К ...
Социально-психологические факторы, влияющие на
развитие профессионального стресса
Социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени).
Интересно, что при исс ...
Личность испытуемого и ситуация психологического
эксперимента
Психологический эксперимент — это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны ("вход" и "выход" из ситуаци ...