Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками
Страница 1

Материалы » Агрессия подростков как социальная проблема современного общества » Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками

Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функцио-нальными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.

Поэтому негативные явления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренное потребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемой молодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовому распространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в наше мировоззрение.

Отмечаемое, в частности, специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возраста приобщения, массовое распространение среди молодежи и подростков, связаны прежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушению существующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенное влияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое и непривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальной защищенности.

Следует отметить также, что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде является ослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания и обучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.

Все это сказывается крайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежи различных форм антисоциального поведения, в том числе и неумеренного потребления алкогольных напитков.

С помощью разработанной и многократно апробированной методики, в соответствии с программой мониторинга наркологической ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течение почти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.

Многолетняя практика исследования закономерностей и тенденций формирования у подростков и молодежи отношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования [10].

Это связано с тем, что здесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, дети педагогически "запущенные" (по разным причинам), нередко с задержкой развития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособности осваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение к учебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменение привычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. По мере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки (стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можно распорядиться по своему усмотрению.

Все эти внешние изменения происходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизни человека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивным веществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.

Представляют интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся СПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Так, в Москве обучается одновременно порядка 250 тыс. старшеклассников (в системе СПТУ – около 114 тысяч).

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте за­ключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловлен­ная, как изменением образа жизни, так и характер ...

Констатирующий этап
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей дошкольника проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной сферы детей. Определенные нами методы исследования позволили выявить педагогическ ...

Основные приемы самоподдержки
Для разработки специальных педагогических технологий, направленных на смыслообразование и смыслоактуализацию студентов в процессе обучения, особый интерес вызывает разработка Д.А. Леонтьевым механизмов смыслотехнического воздействия. Он и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru