Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками
Страница 2

Материалы » Агрессия подростков как социальная проблема современного общества » Социальные последствия потребления алкоголя детьми и подростками

Эти подростки с разной степенью успешности осваивают сложную программу современного образования. Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжением образования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% из них собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования (18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.), остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметно следование моде: желание стать визажистами, дизайнерами, секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Эти планы выглядят поверхностно, также как и, например, желание мальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницы стать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальных учебных заведениях).

Чем меньше возраст, тем профессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональных притязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельности средств массовой информации.

В качестве объекта изучения систематически обследуются подростки, обучающиеся различным строительным специальностям, автослесарному делу и некоторым другим массовым рабочим профессиям. На каждом этапе предусматривается обследование до 1000 человек в возрасте от 14 до 17 лет. Использованы и данные обследования школьников – их ровесников, а также еще одной группы – подростков, которые не вписываются в систему общего среднего и среднего специального образования (школы от них отказались, в СПТУ по различным причинам не попали). Как правило, это дети педагогически запущенные, с задержкой развития, нередко с отклоняющимся поведением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, плохой успеваемостью. Эта группа интересна тем, что в ней наиболее ярко выражены неблагоприятные тенденции подростковой среды. Ее можно обозначить как "группу риска".

Параллельно с обследованием учащихся системы среднего профессионально-технического образования, были обследованы школьники 7-11 классов различных районов г. Москвы в количестве более 1000 чел. (мальчиков и девочек). Включение в обследование школьников средних классов было вызвано тем, что возраст с 11 до 14 лет в литературе чаще всего встречается под названием пубертатный, подростковый или средний школьный. Он считается одним из самых сложных в жизни человека. В это время происходит резкий скачок роста всех органов, развития систем организма на фоне активизации гормональной деятельности. Завершается этот процесс наступлением половой зрелости. Соматическая перестройка сопровождается перестройкой психики.

Если в младшем школьном возрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями, поиски своего "Я".

Стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть не только общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении, употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д. Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков в исследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данных делился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группу потребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически, умеренно и систематически. (Табл. 1).

Таблица 1.

Потребление алкогольных напитков подростками – мальчиками (в %)

Не потребляющие

Потребляющие

эпизодически

умеренно

систематически

Всего

Школьники

Учащиеся СПТУ

"Группа риска"

42,01

16,87

12,77

32,16

27,19

14,15

16,96

17,81

34,04

8,87

38,13

39,04

57,99

83,13

87,23

Страницы: 1 2 3 4 5


Факторы эффективности деятельности группы
Результатами работы и удовлетворенностью её участников оценивается эффективность деятельности группы. Эффективность определяют с учетом размера, состава, характера групповых норм, сплоченности, конфликтности групп, статуса и функциональны ...

Факторные модели интеллекта
Предложенные классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей степени теоретическими. Если же придерживаться направления, «что любые психологические конструкты, описывающие психологическое свойство, процесс, состояние, ...

Опытно-экспериментальная работа по исследованию отношения старшеклассников к семье. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к своей семье у старшеклассников
I этап (констатирующий эксперимент) выявление уровня ценностного отношения к своей семье у старшеклассников, который проходил в январе 2008 г. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 62 г. Тольятти. В исследовании пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru