Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности
Страница 4

Материалы » Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения » Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности

Если у ребенка не сформировалось достаточно полное и четкое представление о будущем изделии, то он будет сравнивать свою неоконченную работу с искаженным, расплывчатым образом объекта и, следовательно, не увидит своих ошибок, значит, контроль не даст положительных результатов. Другая причина состоит в том, что у детей нет стремления осуществлять контроль, нет понимания его необходимости.

Следовательно, перед учителем стояло несколько задач: добиваться на ориентировочном этапе формирования у учащихся четкого и полного образа изделия, воспитывать понимание необходимости самоконтроля, учить выполнять контрольно-оценочные действия.

С самого начала обучения детей периодически побуждали сравнивать свои неоконченные изделия с образцом; при этом учитель жестом привлекает их внимание к той его особенности, при выполнении которой возможны ошибки. Большую помощь в осуществлении текущего самоконтроля оказывают предметно-операционные планы. Ученику легче сравнить свою неоконченную работу с соответствующим полуфабрикатом и удостовериться в правильности своих действий.

Оценка качества готовых изделий является этапом обучения детей умению осуществлять заключительный самоконтроль. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителями, вызывает у них отрицательную реакцию; поэтому необходимо воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия и научить детей находить недостатки в своих готовых поделках.

Начинали эту работу с первых уроков. Учитель просит ответить, не требуя объяснения, нравится или не нравится ребенку его изделие, как оно выполнено. В дальнейшем следует просить детей рассказать о качестве поделки более подробно, указав ее достоинства и недостатки, объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Предлагая учащимся сравнить с ним свое изделие, учитель помогает им критически рассмотреть результаты своего труда. При этом контроль должен осуществляться и на глаз, и с помощью контрольно-измерительных инструментов и приспособлений.

Нужно привлекать детей к обсуждению качества не только своих работ, но и работ одноклассников. В этом случае они получают возможность сравнивать изделия между собой и с образцом, отмечая в первую очередь достоинства работы товарища, а затем ее недостатки.

Постепенно дети приобретают умение самостоятельно осуществлять текущий и заключительный самоконтроль.

На уроках труда учащиеся осваивали некоторые двигательные трудовые приемы. Основные из них: приемы разметки (разметка путем сгибания бумаги по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу и картон с помощью мерочки, шаблона, линейки), приемы обработки материала (вытягивание, скатывание и сплющивание пластилина, прокалывание отверстий, резание), приемы соединения деталей (соединительные швы, примазывание частей из пластилина, склеивание, соединение деталей с помощью палочек, проволоки, винта и гайки), приемы контроля (наложением, на глаз, измерение с помощью мерочки или линейки).

Эти приемы подразделяются на безорудийные (скатывание, вытягивание пластилина, витье шнурка и т. д.) и орудийные, т. е. выполняемые с помощью инструментов (ножниц, иглы, кисти, ключа и отвертки и др.).

Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными приемами, затем сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные приемы.

Следует подчеркнуть, что большинство овладеваемых детьми приемов являются профессиональным, применяемыми в дальнейшем на занятиях в школьных мастерских и на производстве. Поэтому учитель должен их знать и уметь выполнять не на бытовом, а на профессиональном уровне, т. е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе. Например, разглаживание сгиба проводит гладилкой, а не ножницами, рицевание — картонажным ножом, а не кончиками ножниц. Применение инструментов не по назначению является несоблюдением правил без опасной работы и может привести к травмам. В школьных мастерских учителю труда приходилось тратить мной времени на переучивание детей, что замедляет и усложняет прохождение программы.

Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). Для показа двигательной программы учитель собирает детей вокруг себя, показывает, как правильно держать инструмент, а затем выполняет прием в том положении, которое требуется для правильной работы, сначала в нормальном, затем в замедленном темпе. Следует подчеркнуть, что умение держать инструмент имеет немаловажное значение для выработки правильного приема

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Чувства и нравственность толпы
1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. -- Импульсы, которым повинуется толпа, достаточно сильны, чтобы уничтожить личные интересы. -- Толпа никогда не поступает преднамеренно.2. Податливость внушениям и легковерие толп ...

Определение личностных смыслов личности
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Б ...

Результаты и их обсуждение.
I. Анкетирование. В первом задании, предложенном в анкете, требовалось выбрать из 8 характеристик те, которые, по мнению респондента, имеют отношение к современной рекламе. В данном случае респондент мог выбирать несколько характеристик ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru