Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию
самостоятельностиСтраница 5
При показе трудовых приемов учитель может использовал макеты, детали увеличенных размеров. Так, объясняя приемы шитья стежков, можно использовать макет демонстрируемого стежка (на лоскуте ткани крупного переплетения иглой с толстой нитью начато выполнение стежка). Приемы завинчивания и отвинчивания винта и гайки показывают на деталях пластмассового конструктора: они крупные и цветные.
Умственно отсталым школьникам свойственны недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие посторонних жестов, излишняя резкость при реализации трудовых действий. Учитель, начиная с первых занятий, должен готовить руки детей к выполнению приема. Эта подготовка может осуществлялась непосредственно перед его проведением или во время физкультминуток.
Непосредственно перед выполнением приема отрабатывались отдельные движения, используя инструменты или подсобные средства. Например, прокручивать в ладонях карандаш перед тем, как обучать раскатыванию столбиков из пластилина, или прокручивать шарики разных размеров перед тем, как обучать скатыванию шаров.
Долгое время школьники не могли научиться шить, пользуясь наперстком. Было предложено следующее упражнение: в левой руке они держат подушечку для игл или кусочек поролона; пальцами правой руки они вкалывают иглу в поролон и средним пальцем с наперстком проталкивают ее глубже, затем вынимают иглу и повторяют движение. Учитель следит за тем, чтобы дети, проколов поролон, плавно проталкивали иглу дальше.
Правильно держать инструмент помогали метки на нем, которые делает учитель. Например, та часть ручки ножниц, за которую нужно браться, окрашивается в красный цвет, на лезвиях ножниц ставится метка, дальше которой их не разрешается сводить.
За несколько минут, отводимых на ознакомительные упражнения, весьма сложно добиться усвоения детьми показанного приема. Настоящее овладение им наступает при изготовлении объекта. В это время учитель внимательно наблюдает, как ученики осуществляют приемы, особенно новые, и дает указания к правильному их выполнению. Если прием сложен и есть опасения, что дети будут ошибаться, следует перед практической работой провести тренировочные упражнения или выполнить двигательную программу, попросив затем кого-либо из учеников показать ее.
Умственно отсталые школьники, в силу особенностей развития (неустойчивость внимания, низкий уровень развития мышления, плохая память, быстрая отвлекаемость и утомляемость) не могут длительное время внимательно слушать учителя, плохо понимают рассказанное и быстро его забывают. В связи с этим чрезвычайно важны правильный отбор материала для урока, его объем и форма сообщения.
Для понимания и запоминания сообщаемых сведений, повышения заинтересованности детей применялись средства наглядности во время беседы и рассказа. Это были коллекции ниток, тканей, бумаги, проволоки, наборы инструментов, образцы программных и внепрограммных изделий, выполненных учителем или старшеклассниками, гербарии, красочные таблицы, рисунки, фрагменты из диафильмов и т. д.
Педагог ответственно подходил к отбору наглядного материала, учитывая, что не его количеством определяется эффект беседы, а его качеством. Известно, что умственно отсталые учащиеся, не умеют планомерно рассматривать объекты, не могут самостоятельно извлечь из них информацию. Поэтому учитель руководил наблюдением детей, рассматривал с ними каждый предмет, подобранный для беседы, так чтобы в одних случаях рассматривание подтверждало то, что он уже сказал, а в других — давало новые сведения. Например, проводя беседу о применении и назначении ткани, учитель использовал стенд с изображением различных видов одежды, готовые изделия. Глядя на картинку и готовые изделия, учащиеся называют ту одежду, которую они носят, которую шьют в школьных мастерских. Рассказывая о видах тканей, применяемых для изготовления верхней одежды, белья, платья, для вышивания, учитель обращается к коллекции тканей и помогал детям определить, из какой ткани шьют ту или иную одежду и почему. При проведении бесед и рассказов привлекались учебные диафильмы. Но демонстрировались они не целиком, а фрагментами, и каждый из них разбирается по вопросам учителя. Элементарные технические знания должны постоянно закрепляться на практике, применяться при выполнении изделий.
Важное значение для трудового обучения имеет знание учащимися требований к работе в мастерской. Правила эти были следующие: вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать в спецодежде, только на своем рабочем месте, бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономно расходовать материалы, не ходить с инструментами по классу, убирать их по окончании работы. Учащиеся с первых уроков должны знать, что ничего нельзя трогать на своем столе без разрешения учителя, что начинать и прекращать работу можно только по его распоряжению, что следует выполнять правила содержания рабочего места. Формирование организационных умений на уроках труда поможет учащимся лучше усваивать и соблюдать правила работы в школьных мастерских.
Понятие эмоционального здоровья
По мнению Б. Мещерякова, В.Зинченко ЗДОРОВЬЕ
(англ. health) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье представляет собой гармоничную совок ...
Анализ результатов исследования
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Результаты исследования первой пары с небольшим опытом семейной жизни фиксируют высокие показатели по конструктивным параметрам (сотрудничество, компромисс), при средн ...
Методология и методы педагогических исследований.
Комплекс методов педагогического исследования состоит из трёх блоков и соответствующих им методик:
Первый блок – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности - с другой. ...