Результаты исследования и их психологический анализ
Страница 4

Материалы » Формирование синдрома эмоционального выгорания у работников сферы услуг с выраженной экстра- и интроверсией » Результаты исследования и их психологический анализ

В результате статистической обработки по U- критерию Манна-Уитни показателей эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко у интровертов и экстравертов получены следующие статистические данные.

По всем симптомам фазы напряжения: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия» Uэмп < Uкр, что говорит о достоверности различий показателей выраженности симптома в группе интровертов и экстравертов.

В группе интровертов переживание психотравмирующих обстоятельств выражено значительно выше, в сравнении с сотрудниками, обладающими экстравертированностью. Это проявляется в том, что сотрудники с интровертированностью более четко осознают проблемы, у них усиливаются внутренние переживания, раздражение, недовольство ситуацией.

Выраженность неудовлетворенности собой у экстравертов и интровертов в значительной степени различна. Более выраженные результаты сформированности симптома у интровертов говорят о том, что в отличие от экстравертов они склонны расстраиваться из-за малейших неудач, при этом действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам.

У интровертов в значительной степени больше выражено состояние интеллектуально - эмоционального затора, тупика, значительно чаще, в сравнении с экстравертами, возникает вопрос «когда все это кончится?», сформировано разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном месте работы.

Таким образом, по всем четырем симптомам первой фазы эмоционального выгорания (методика В.В. Бойко) различия в показателях выраженности у экстравертов и интровертов достоверны. Эти различия проявляются в том, что у интровертов фаза напряжения более сформирована. Они в более значительной степени подвержены тревожному настроению, депрессивным состояниям, сильным переживаниям по незначительному поводу, склонны к уходу в себя, к недовольству ситуацией. Это все сказывается на трудовой деятельности, т.к. специфика работы подразумевает активное общение и взаимодействие с клиентами.

По трем симптомам фазы резистенции: «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций» и «редуцирование профессиональных обязанностей» Uэмп < Uкр, т.е. различия между результатами, свидетельствующими о развитии этих симптомов у экстравертов и интровертов, достоверны.

Различия свидетельствуют о том, что интровертированные сотрудники более склонны не ощущать разницы в своих реакциях: на одних событиях они экономят эмоции, на других излишне их тратят, действуют часто импульсивно. Интроверты в значительно чаще экономят эмоции на работе, с друзьями. Их тревожное состояние изливается чаще в домашнем кругу, в привычной обстановке. В стремлении к стабилизации эмоционального фона, снижению тревоги интроверты более склонны к попыткам упрощать, сокращать или облегчать профессиональные обязанности, особенно те, которые связаны с большими эмоциональными затратами.

По симптому «эмоционально-нравственная дезорганизация» Uэмп > Uкр. В отличие от выявленных в предыдущих симптомах достоверных различий, по этому симптому достоверность различий между экстравертами и интровертами не доказана. Это означает, что разделение клиентов на хороших и плохих у экстравертов и интровертов выражено в одинаковой степени.

Таким образом, статистически доказана достоверность различий в симптомах «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «редуцирование профессиональных обязанностей». По симптому «эмоционально-нравственная дезорганизация» достоверность различий не доказана. Интровертированные сотрудники более склонны к перепадам настроения, более зависимы от мелочей, чаще действуют по внутренним порывам, в значительно большей степени готовы скрывать свое состояние от коллег и друзей, но разрядка происходит дома в привычной обстановке. В связи с большим внутренним напряжением им трудно выполнять профессиональные обязанности, они стараются избегать ситуаций, требующих эмоциональных затрат. Например, интровертированный сотрудник чаще не объясняет клиенту свое видение ситуации, не обсуждает с клиентом то, что хочет сделать, а просто делает. В результате зачастую возникает недопонимание со стороны клиента, а в случае несовпадения мнений — недовольство. Но здесь необходимо отметить, что не смотря на значительно более выраженную экономию эмоций у интровертов, все сотрудники (и интроверты и экстраверты) склонны делить клиентов на хороших и плохих в одинаковой степени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Различия в психологических особенностях как факторы конфликта. 4
Различие связанные с принадлежностью людей к разным характерологическим типам часто является причиной конфликтов на базе взаимного непонимания, расхождения интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. Под английским с ...

Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представ ...

Контроль мышления
1. Необходимость к принятию групповой доктрины как "Истины", включающей в себя следующие элементы: а) "Черное и белое" (нет полутонов); б) "Добро против зла" (нет компромиссов и сложных взаимодействий и со ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru