Анализ опытно-экспериментального исследованияСтраница 1
Проанализируем результаты, полученные при использовании выбранных методик.
Проанализируем результаты, полученные в результате диагностики уровня агрессии учащихся 10-1 класса по методике Басса-Дарки.
Ответы испытуемых оценивались по восьми шкалам:
1. Физическая агрессия;
2. Косвенная агрессия;
3. Раздражение;
4. Негативизм;
5. Обида;
6. Подозрительность;
7. Вербальная агрессия;
8. Чувство вины.
Диагностика по данной методике выявила наличие всех восьми форм агрессивных и враждебных реакций у испытуемых.
Испытуемые, претендующие на наличие физической агрессии, имеют следующие общие черты. Это активные, деятельные и целеустремленные школьники, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Для испытуемых характерно использование физической силы против другого лица [31, С.174].
Подростков, которым свойственна косвенная агрессия, объединяет чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У этих подростков отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.
Подростки, которым свойственно раздражение - как вид агрессивной реакции, игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких подростков мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их раздражительность носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. При малейшем возбуждении готовы к проявлению негативных чувств.
Испытуемых, с выраженным негативизмом, отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время они рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.
Школьники, претендующие на наличие обиды, как вида враждебной реакции отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. Подростки считают что, не всегда получают то, что им положено, а другие, в отличие от них, умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. Как правило, у них неадекватная самооценка и чаще всего заниженная. Часто испытывают зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Для испытуемых, которые показали наличие подозрительности, характерен низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Их действия и общение разворачивается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Существует огромное множество психологических подходов в социальной работе, применение которых на практике является эффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. На мой взгляд, выбор психологической теории, в рамках которой ...
Разложение характера рас и их падение. Как цивилизации
бледнеют и гаснут
Разложение психологических видов. -- Как наследственные предрасположения, требовавшие века для своего образования, могут быть быстро потеряны. -- Всегда нужно очень долгое время для известного народа, чтобы подняться на высокую ступень ци ...
Фрейд, Адлер, Юнг. Спор великих ученых
Мы очень часто говорим друг другу: «Я тебя очень хорошо знаю», а может быть: «Ты меня совсем не знаешь» или нечто подобное в этом роде. Но понимаем ли мы в действительности, что значат эти слова? Могут ли два человека действительно хорошо ...